ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА за период с 13 по 30 сентября 2017г.

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

(информация за период с 13 по 30 сентября 2017г.)

 

1.           Федеральные законы, подписанные Президентом РФ.

 

2.                                   Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:

- в третьем чтении;

- во втором чтении;

- в первом чтении.

 

3.      Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.

 

4.     Правоприменительная практика

 

5.     События.

 

1.     Президентом Российской Федерации в период с 13 по 30 сентября 2017 г. подписаны следующие

федеральные законы:

 

 Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. № 283-ФЗ "О внесении изменения в статью 10 Закона Российской Федерации "О недрах"

(текст закона)

Федеральным законом Республика Коми включается в число субъектов Российской Федерации, в границах которых в соответствии с Законом РФ «О недрах» участки недр предоставляются в пользование на срок до 7 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр, в связи со сложными климатическими и ландшафтно-географическими условиями.

 

Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. № 286-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

(текст закона)

Федеральным законом к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы в целях исчисления налога на прибыль организаций, относятся доходы в виде имущества, имущественных прав или не имущественных прав в размере их денежной оценки, которые получены в виде вклада в имущество хозяйственного общества, товарищества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, а также доходы в виде невостребованных участниками хозяйственного общества, товарищества дивидендов либо части распределенной прибыли хозяйственного общества, товарищества, восстановленных в составе нераспределенной прибыли хозяйственного общества, товарищества. В отношении амортизируемых основных средств, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения, по перечню, установленному Правительством РФ, налогоплательщик вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3 (норма применяется до 1 января 2023г. в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию после 1 января 2018г.). При исчислении налога на прибыль организаций к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся средства, перечисленные в бюджет субъекта РФ на основании соглашений о безвозмездных целевых взносах, заключенных в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике.

 

2. Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:

 

2.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной

инициативы

Краткое содержание

189113-7
О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" (в части обеспечения роста поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона к предмету лизинга предлагается относить не только  "племенных животных", ни и "крупный рогатый скот специализированных мясных пород, выращенный в РФ в целях разведения". Данная мера включается в перечень мер государственной поддержки деятельности лизинговых организаций, устанавливаемых законами Российской Федерации и решениями Правительства РФ, а также решениями органов гос. власти субъектов РФ в пределах их компетенции.

 

2.2. Законопроекты, принятые во втором чтении

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной

инициативы

Краткое содержание

66082-7
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления единого порядка правового регулирования вопросов в сфере стратегического планирования)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона вносятся изменения в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", Федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О стратегическом планировании в Российской Федерации" в целях создания единых правовых основ в сфере стратегического планирования в РФ и устранения несогласованности между собой положений данных законодательных актов в указанной сфере. Предлагается, в частности:

- исключить из перечня полномочий законодательного (представительного) органа гос. власти и высшего исполнительного органа гос. власти субъекта РФ полномочия по утверждению и по разработке проектов программ социально-экономического развития субъекта РФ соответственно. Из компетенции органов МСУ по решению вопросов местного значения исключается принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

- утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования отнести к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (с обязательным вынесением проекта стратегии на публичные слушания);

- законом субъекта РФ утверждать порядок осуществления стратегического планирования в субъекте Российской Федерации;

- наделить высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ полномочиями по определению порядка разработки и корректировки документов стратегического планирования и утверждению (одобрению) таких документов;

- к полномочиям органов гос. власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнести решение такого вопроса, как организация и осуществление стратегического планирования в субъекте РФ в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

- наделить органы МСУ полномочиями в сфере стратегического планирования, предусмотренными Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

188810-7
О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части исключения запрета проверки требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, по отдельным вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предлагается установить, что до 1 июля 2022 г. запрет на проведение проверок должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, требований, установленных актами СССР и РСФСР, не распространяется на случаи проведения указанных проверок в области:

- применения единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

- учета списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), согласно которым досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение;

- установления районных коэффициентов к заработной плате и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, а также в других местностях с особыми климатическими или экологическими условиями, в том числе в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, иных гарантий и компенсаций за работу в указанных районах и местностях.

137655-7
О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предусматривается, что представленные в МФЦ документы, необходимые для гос. регистрации юр. лиц и индивидуальных предпринимателей, МФЦ направляет не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения, в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. По результатам рассмотрения полученных от МФЦ документов регистрирующий орган в установленный срок, направляет соответствующий принятому решению документ (документы) в форме электронного документа по адресу электронной почты юр. лица или индивидуального предпринимателя (при наличии таких сведений) и адресу электронной почты заявителя, указанному в представленном заявлении о гос. регистрации, а также в МФЦ. По запросу заявителя МФЦ выдает заявителю (его представителю) составленные МФЦ на бумажных носителях документы, подтверждающие содержание электронных документов, полученных МФЦ от регистрирующего органа.

В целях обеспечения единообразия получаемых заявителями по результатам оказания государственной услуги по гос. регистрации юр. лиц и индивидуальных предпринимателей документов независимо от способа их представления (направления) в регистрирующий орган и исключения каких-либо преимуществ в их оформлении при представлении документов непосредственно в регистрирующий орган по аналогии с изменениями, связанными с электронным взаимодействием с МФЦ, изменяются положения, предусматривающие взаимодействие регистрирующего органа с заявителями при представлении ими документов по почте, непосредственно в регистрирующий орган, направлении электронных документов, а также при направлении электронных документов по просьбе заявителя нотариусом.

 

2.3. Законопроекты, принятые в первом чтении

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной инициативы

Краткое содержание

Примечание

223287-7
О внесении изменения в статью 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в части уточнения процедуры возврата сумм излишне взысканных налогов)

Депутаты Государственной Думы А.М.Макаров, Г.Я.Хор и др.

Проектом федерального закона в пункт 3 статьи 79 Налогового кодекса РФ, вносится изменение, согласно которому увеличивается срок подачи налогоплательщиком, налоговым агентом, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов заявления, о возврате сумм излишне взысканных налогов, сборов, страховых взносов, пеней или штрафов с одного месяца до трех лет.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по налоговой политике

225063-7
О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (в части предоставления рассрочки по уплате сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет по результатам налоговой проверки)

Депутаты Государственной Думы А.М.Макаров, Г.Я.Хор и др.

Проектом федерального закона пункт 2 статьи 64 Налогового кодекса РФ дополняется новым основанием для предоставления рассрочки по уплате налогов в случае невозможности единовременной уплаты заинтересованным лицом налогов, подлежащих уплате по результатам проведения налоговым органом налоговой проверки до истечения срока исполнения направленного налоговым органом требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также определяются требования к заинтересованному лицу, претендующему на получение рассрочки по данному основанию и порядок установления наличия такого основания.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по налоговой политике

181342-7
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления административной ответственности за распространение неуполномоченным лицом идентификационных модулей, а также за непредставление или несвоевременное представление оператору связи сведений, предусмотренных правилами оказания услуг связи)

Члены Совета Федерации Л.Н.Бокова, А.А.Клишас и др.;

Депутаты Государственной Думы М.С.Шеремет, В.А.Крупенников и др.

Проектом федерального закона устанавливается административная ответственность за распространение неуполномоченным лицом идентификационных модулей, за заключение договоров в нестационарных торговых объектах, а также за непредставление или несвоевременное представление абонентом - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем оператору связи сведений, предусмотренных правилами оказания услуг связи, о пользователях услугами связи.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по связи  и информационно-коммуникационным тех-нологиям

156192-7
О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов" (в целях устранения несоответствия норм, регулирующих прибрежное рыболовство)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предусматривается, что уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, рыбная и иная продукция, произведенная из таких уловов на судах рыбопромыслового флота, подлежат транспортировке, хранению и выгрузке в живом, свежем и охлажденном виде в морские порты РФ и иные места выгрузки. Исключается возможность осуществления в рамках прибрежного рыболовства транспортировки и выгрузки в замороженном виде уловов водных биоресурсов, а также рыбной и иной продукции, произведенной на судах рыбопромыслового флота.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре

197556-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части установления возможности уменьшения размера обеспечения исполнения контракта)"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предусматривается, что в контракт, содержащий отдельные этапы (периоды) исполнения, включается условие об уменьшении размера обеспечения его исполнения, за исключением случаев, установленных Правительством РФ. Размер обеспечения исполнения контракта уменьшается пропорционально стоимости выполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, до полного исполнения такого контракта при условии отсутствия предъявленных заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) неисполненных требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) или о возврате аванса. При исполнении контракта, предусматривающего выплату аванса, указанное уменьшение начинается после подтверждения предусмотренных указанным контрактом поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в объеме произведенных авансовых выплат. Вводится обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставить новое обеспечение исполнения контракта в случае отзыва  лицензии у банка, предоставившего банковскую гарантию в обеспечение исполнения контракта.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по развитию конкуренции

231414-7
О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией о финансовых счетах и документацией по международным группам компаний)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона вводится обязанность по представлению налогоплательщиками, являющимися участниками международной группы компаний, уведомления о своем участии в международной группе компаний и страновых сведений, включающих в себя страновой отчет, глобальную документацию по международной группе компаний и национальную документацию участника международной группы компаний, а также по представлению организациями финансового рынка финансовой информации о клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих.

Устанавливается ответственность за совершение следующих налоговых правонарушений: ненаправление организацией финансового рынка информации в рамках международного автоматического обмена финансовой информацией или направление информации с нарушением установленных порядка, состава или сроков; непринятие организацией финансового рынка мер по установлению налогового резидентства клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих; непредставление в установленный срок налогоплательщиком, являющимся участником международной группы компаний, уведомления об участии в международной группе компаний или представление таким налогоплательщиком уведомления об участии в международной группе компаний, содержащего недостоверные сведения; непредставление в установленный срок  налогоплательщиком по требованию налогового органа соответствующей документации.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по налоговой политике

162100-7
О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (о расширении перечня расходов на оплату труда, учитываемых для целей исчисления налога на прибыль организаций)

Члены Совета Федерации В.В.Рязанский, И.В.Фомин, А.Г.Варфоломеев; Депутат Государственной Думы И.И.Гильмутдинов

Проектом федерального закона предусматриваются изменения в Налоговый кодекс РФ в части включения в состав расходов, учитываемых при обложении налогом на прибыль организаций, расходов на возмещение затрат работников по оплате услуг по организации туризма и отдыха на территории РФ по договору (договорам) о реализации туристского продукта, заключенному работодателем с туроператором (турагентом) в пользу работников и членов их семей. Кроме того, законопроектом предлагается исключить из состава расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, расходы по оплате отдыха и путешествий.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по налоговой политике

 

3.     В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект законодательной инициативы

 

Примечание

261318-7

О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Проектом федерального закона предусматривается расширение полномочий координационного органа Правительства РФ (комиссии) в области регулирования закупок путем предоставления ему права определять перечни товаров, работ, услуг, аренды (включая фрахт, лизинг), а также начальную (максимальную) цену договора, при превышении которой заказчики, иные юридические лица не могут его заключать без согласования с комиссией.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по развитию конкуренции

270327-7

О внесении изменения в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации

Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Градостроительный кодекс РФ в части исключения необходимости получения разрешения на строительство, реконструкцию сетей газораспределения и газопотребления с проектным давлением до 0,6 Мпа включительно.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комиссию РСПП по строитель-ству и жилищной политике

274618-7

О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

Проект федерального закона содержит основные характеристики бюджета:

- доходы в 2018 году – 15 257,8 млрд. рублей, в 2019 году – 15 554,6 млрд. рублей, в 2020 году – 16 285,4 млрд. рублей;

- расходы в 2018 году – 16 529,2 млрд. рублей, в 2019 году – 16 373,7 млрд. рублей, в 2020 году – 17 155,3 млрд. рублей;

- дефицит в 2018 году – 1 271,4 млрд. рублей, в 2019 году – 819,1 млрд. рублей, в 2020 году – 869,9 млрд. рублей.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по налоговой политике

 

4.     Правоприменительная практика

 

27 сентября 2017 года Президиумом Верховным Суда Российской Федерации утвержден Обзор практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов.

(подробнее)

 

5.     События

18 сентября 2017 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Заместителю Министра экономического развития РФ С.В.Шипову заключение Комитета РСПП по экологии и природопользованию на проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления мер ответственности за нарушение требований по созданию и эксплуатации систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ».

(подробнее)

19 сентября 2017 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям замечания и предложения РСПП к проектам федеральных законов:

№ 189256-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов привлечения инвестиций в общество)»;

(подробнее)

№ 204628-7 О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (в части совершенствования корпоративного управления)».

(подробнее)

21 сентября 2017 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Руководителю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека-Главному государственному санитарному врачу РФ А.Ю.Поповой замечания и предложения РСПП к проекту федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в части установления критериев безопасности и (или) безвредности гигиенических и иных нормативов среды обитания, контроля за их применением с учетом допустимого (приемлемого) риска»

(подробнее)

25 сентября 2017 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Заместителю Министра экономического развития РФ С.В.Шипову:

заключение Комитета РСПП по экологии и природопользованию на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов, загрязняющих веществ»;

(подробнее)

замечания и предложения РСПП к проекту федерального закона «О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части исключения движимого имущества из налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций».

 

(подробнее)