ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА за период с 5 по 24 июня 2018г.

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

(информация за период с 5 по 24 июня 2018г.)

 

 

1.                                   Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:

- в третьем чтении;

- во втором чтении;

- в первом чтении.

 

2.      Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.

 

3.     Правоприменительная практика

 

4.     События.

 

1.     Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:

 

 

1.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной

инициативы

Краткое содержание

412518-7
О внесении изменения в статью 12-4 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (в части установления обязанности лиц, осуществляющих рыболовство в экономической зоне проходить контрольные пункты (точки) и соблюдать порядок их прохождения)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона для лиц, осуществляющих рыболовство в исключительной экономической зоне Российской Федерации, устанавливается обязанность проходить контрольные пункты (точки) и соблюдать порядок их прохождения, установленные ФСБ России по согласованию с Росрыболовством и Минобороны России.

296412-7
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона создается механизм противодействия совершению несанкционированных операций по списанию денежных средств со счетов клиентов кредитных организаций посредством информирования клиента о выявленных признаках несанкционированных операций и получения согласия на дальнейшее осуществление операций при выявлении таких признаков, а также приостановления несанкционированных операций оператором по переводу денежных средств и использования электронного средства платежа.

Оператор по переводу денежных средств при выявлении признаков перевода денежных средств без согласия плательщика обязан до осуществления списания денежных средств с банковского счета клиента на срок не более 2-х рабочих дней приостановить исполнение распоряжения о совершении операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, и запросить подтверждение клиента о возможности исполнения распоряжения.

Признаки осуществления перевода денежных средств без согласия клиента устанавливаются Банком России и размещаются на его официальном "Интернет"-сайте. Оператор по переводу денежных средств в рамках реализуемой им системы управления рисками определяет в документах, регламентирующих процедуры управления рисками, процедуры выявления операций, соответствующих признакам осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, на основе анализа характера, параметров и объема совершаемых его клиентами операций (осуществляемой клиентами деятельности).

Устанавливается порядок действий операторов по переводу денежных средств, обслуживающих плательщика и получателя денежных средств, по возврату денежных средств при получении от плательщика - юр. лица уведомления о списании денежных средств без его согласия.

Вводится обязанность операторов по переводу денежных средств, банковских платежных агентов (субагентов), операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры реализовывать мероприятия по противодействию осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента в порядке, установленном Банком России (в т.ч. путем создания системы выявления (мониторинга) таких переводов).

Предусматривается формирование и ведение Банком России (в установленном им порядке) базы данных о случаях и (или) попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента. Операторы по переводу денежных средств, операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры обязаны направлять в Банк России информацию обо всех случаях и (или) попытках осуществления таких переводов (по форме и в порядке, которые установлены Банком России), а также вправе получать от Банка России информацию, содержащуюся в указанной базе данных.

Банк России (по согласованию с ФСБ России и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю) устанавливает обязательные для кредитных организаций требования к обеспечению защиты информации при осуществлении банковской деятельности и для некредитных финансовых организаций требования к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков в целях противодействия осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента, осуществлению незаконных финансовых операций.

261732-7
О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О национальной платежной системе" (в части унификации специальных банковских счетов, открываемых платежными агентами, банковскими платежными агентами (субагентами))

Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, И.Б.Дивинский и др.

Проектом федерального закона предусматривается возможность осуществлять по специальному банковскому счету банковского платежного агента операции, осуществляемые по этому счету в соответствии с Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", в случае совмещения банковским платежным агентом (субагентом) своей деятельности с деятельностью по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами.

Закрепляется право банковского платежного агента (субагента) использовать специальный банковский счет в качестве специального банковского счета платежного агента в порядке, установленном Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

356397-7
О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по вопросу совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям, связанным с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов, диких животных, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона:

- излагается в новой редакции ст. 253 УК РФ "Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации" для уточнения признаков состава преступления в части добычи (вылова) природных ресурсов и усиления ее санкций; вводится повышенная уголовная ответственность за совершение указанных деяний лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ч. 3 ст. 253 УК РФ);

- усиливается уголовная ответственность за совершение деяний, предусмотренных ст. 258 УК РФ "Незаконная охота", а также  эта статья дополняется примечанием, определяющим величины и порядок исчисления крупного и особо крупного ущерба для целей данной статьи (поскольку в настоящее время пункт "а" ч. 1 ст. 258 УК РФ предусматривает признак квалифицированного состава преступления в виде его совершения с причинением крупного ущерба, а критерии установления названного признака на законодательном уровне не определены)   в качестве крупного ущерба определяется размер, превышающий 40 тыс. руб.,  а особо крупного – 120 тыс. руб.;

- устанавливается уголовная ответственность за незаконные приобретение или продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами, их частей и дериватов (производных) с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в т.ч. сети "Интернет".

195449-7
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления административной ответственности за неисполнение обязанностей оператором поисковой системы)

Депутаты Государственной Думы М.Г.Кудрявцев, Н.И.Рыжак и др.в

Проектом федерального закона устанавливается административную ответственность:

- за неисполнение обязанности по подключению к федеральной государственной информационной системе информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым на территории РФ ограничен, по прекращению на территории Российской Федерации выдачи по запросам пользователей сведений об информационных ресурсах, информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым ограничен на территории РФ, а также за неисполнение оператором поисковой системы обязанности по прекращению на территории РФ выдачи по запросам пользователей сведений о доменном имени и об указателях страниц сайтов в сети "Интернет", доступ к которым ограничен на основании соответствующего решения Московского городского суда, или копий заблокированных сайтов;

- за непредставление или несвоевременное представление в Роскомнадзор провайдером хостинга или иным лицом, обеспечивающим размещение в сети "Интернет" программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен, данных, позволяющих идентифицировать владельца таких программно-аппаратных средств или сведений об уведомлении их владельца о необходимости размещения данных, позволяющих его идентифицировать.

350179-7
О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в части уточнения понятий «место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» и «сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации»)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона уточняются понятия "место пребывания иностранного гражданина в РФ" и "сторона, принимающая иностранного гражданина в РФ".

Местом пребывания будет являться жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случаях, установленных Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

Предусматривается, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания.

Закрепляется перечень мест пребывания, по адресу которых иностранный гражданин будет подлежать учету по месту пребывания, в т.ч. устанавливается, что иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в т.ч. временном.

325332-7
О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» (в части уточнения порядка проведения проверок в сфере рекламы)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона:

- исключаются требования о проведении антимонопольными органами плановых проверок в сфере рекламы при выявлении превышения уровня громкости звука рекламы, над средним уровнем громкости звука прерываемой ею теле-, радиопрограммы или теле-, радиопередачи;

- не допускается предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки в случае мотивированного представления должностного лица антимонопольного органа по результатам анализа наблюдения за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в антимонопольный орган обращений и заявлений граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, юр. лиц, информации от органов государственной власти, должностных лиц антимонопольного органа, органов местного самоуправления, а также из СМИ о фактах нарушения обязательных требований.

357270-7
О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части совершенствования механизма повышения мобильности трудовых ресурсов

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона:

исключается необходимость учитывать реализацию инвестиционных проектов при разработке региональных программ, повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов РФ, включенных в перечень субъектов РФ, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным;

органам государственной власти субъектов РФ предоставляется  право устанавливать порядок и критерии отбора работодателей, подлежащих включению в региональную программу и исключению из нее;

субъектам РФ, включенным в перечень, предоставляется право вносить изменения в региональные программы в части изменения перечня работодателей или профессий (должностей, специальностей), на которые предполагается привлечение работников, в пределах ранее согласованной численности привлекаемых работников;

предусматривается отказ от требования к работодателю не осуществлять сокращение численности или штата работников в период получения и использования финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом, а также от проверок работодателя на этапе выдачи ему сертификата;

предусматривается проверка наличия задолженности у работодателя по уплате страховых взносов, уплачиваемых в соответствии с законодательством о налогах и сборах и законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не в момент выдачи ему сертификата, а ежегодно;

сокращается минимальная продолжительность срочного трудового договора, заключаемого в рамках региональных программ между работодателем и привлекаемым работником, с 3-х до 2-х лет;

субъектам РФ предоставляется право устанавливать дополнительные меры финансовой поддержки, помимо уже предусмотренных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", безработным гражданам и членам их семей, переселяющимся для трудоустройства по направлению органов службы занятости в сельскую местность;

высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, входящего в состав Дальневосточного федерального округа, уведомляет автономную некоммерческую организацию "Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке" об изменениях, внесенных в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов субъекта РФ, включенного в перечень, утвержденный Правительством РФ;

высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ, входящего в состав Дальневосточного федерального округа предоставляется право по согласованию с Министерством труда и социальной защиты и АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке» утверждать перечень работодателей, осуществляющих деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, привлекающих в рамках региональных программ работников из субъектов РФ, включенных в перечень;

к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится выдача заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в РФ, а также содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов субъектов РФ, не включенных в перечень, исключив указанные положения из перечня государственных услуг.

152717-7
О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" (в части выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона устанавливается возможность предоставления услуги по выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также подачи заявления на выдачу таких разрешений, уведомления о своем отказе от дальнейшего использования разрешения, наряду с письменной формой, в форме электронного документа посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

175593-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса" (в части уточнения определения интеграционного сегмента ГИС ТЭК и дополнения перечня видов информации, подлежащей включению в ГИС ТЭК)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона:

предусматривается, что государственная информацион-ная система топливно-энергетического комплекса может использоваться для обеспечения предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, связанных с выработкой и (или) реализацией государственной политики в сфере ТЭК, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также теплоснабжения в части производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии и в части передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

устанавливаются задачи ГИС ТЭК по внесению изменения в определение интеграционного сегмента ГИС ТЭК как структурного элемента ГИС ТЭК, и закреплению возможности предоставления в данный сегмент информации от субъектов ГИС ТЭК;

актуализируется перечень субъектов ГИС ТЭК;

уточняется перечень видов информации, подлежащей включению в ГИС ТЭК;

определяется, что перечень форм предоставления в обязательном порядке юр. лицами и ИП информации для включения в ГИС ТЭК устанавливается уполномоченным органом, при этом данным перечнем должны определяться критерии отнесения юр. лиц и ИП к субъектам ГИС ТЭК, предоставляющим информацию в соответствии с каждой из таких форм, состав предоставляемой ими информации, сегменты государственной информационной системы, в которые включается соответствующая информация, сроки и периодичность предоставления информации;

устанавливается, что данные, содержащиеся в ГИС ТЭК, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена Федеральным законом, а также информации, включенной в перечень, утверждаемый Правительством РФ, доступ к информации, содержащейся в ГИС ТЭК, может обеспечиваться с использованием единой системы идентификации и аутентификации;

устанавливается, что порядок взаимодействия ГИС ТЭК и иных информационных систем, в том числе государственных и муниципальных информационных систем, устанавливается Правительством Российской Федерации;

определяется, что источником официальной статистической информации, формируемой субъектами официального статистического учета в соответствии с федеральным планом статистических работ и подлежащей предоставлению ими для включения в ГИС ТЭК, является система государственной статистики;

предусматривается, что ГИС ТЭК считается введенной в эксплуатацию с момента ввода в эксплуатацию интеграционного сегмента государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса, но не позднее 1 января 2020 года;

переносится срок предоставления субъектами ГИС ТЭК информации, составляющей государственную тайну, для включения в ГИС ТЭК, на 1 января 2020 г.

344028-7
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части оптимизации нового порядка применения контрольно-кассовой техники)

Депутаты Государственной Думы А.М.Макаров, Г.Я.Хор и др.

Проектом федерального закона:

исключается обязанность применения контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении расчетов на бортах воздушных судов;

 организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории военных объектов, предоставляется право применения ККТ без функции передачи онлайн сведений о расчетах в налоговые органы;

исключается обязанность применения ККТ при оказании услуг по перевозке пассажиров с использованием турникетов (метрополитен, автобусы);

исключается обязанность применения ККТ при реализации товара через торговый автомат. Предусматривается возможность не печатать кассовый чек и не отправлять его в электронной форме покупателю. Также возможно использование одного кассового аппарата для нескольких торговых автоматов;

исключается обязанность выдавать кассовые чеки при погашении авансов за оказанные услуги;

уточняются требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности. В частности, перечень обязательных реквизитов дополняется QR-кодом".

381792-7
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона:

вводится бессрочное право выкупа арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства государственного и муниципального имущества. При этом отменяется привязка к дате, по состоянию на которую арендуемое имущество должно находиться в аренде у субъекта МСП для реализации преимущественного права выкупа;

распространяется преимущественное право выкупа арендуемого субъектами МСП имущества на федеральное имущество;

в целях создания возможности для вовлечения земельных участков в механизм оказания имущественной поддержки субъектам МСП в Земельный кодекс РФ  вносятся следующие изменения:

устанавливается возможность проведения специализированных аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, включенных в перечни государственного и муниципального имущества, только среди субъектов МСП;

запрещается передача третьим лицам прав и обязанностей по заключенным с субъектами МСП договорам аренды земельных участков;

закрепляется требование о включении сведений о льготах по арендной плате в отношении земельного участка в состав сведений, подлежащих указанию в извещении о проведении аукциона.

381746-7
О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в части закупок за счет бюджетных средств на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предусматривается, что на закупки государственных корпораций (государственной компании), публично-правовых компаний, а также юридических лиц со стопроцентным участием государства в уставном капитале, осуществляемые за счет средств, предоставленных из бюджета на капитальные вложения, распространяются положения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

1132055-6
О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (в части включения индивидуальных предпринимателей в круг лиц, осуществляющих водоснабжение и водоотведение)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предлагается включить индивидуальных предпринимателей в круг лиц, осуществляющих холодное водоснабжение или водоотведение (организацию водопроводно-канализационного хозяйства), а также горячее водоснабжение.

 

1.2. Законопроекты, принятые во втором чтении

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной

инициативы

Краткое содержание

381549-7
О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона:

к землям лесного фонда относятся лесные земли (на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и др.) и нелесные земли (необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и др.), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и др.));

в целях предупреждения пожаров ширина просек, противопожарных разрывов, противопожарных минерализованных полос устанавливается в пределах от 10 до 100 метров в соответствии с законодательством;

предусматривается, что лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия, на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений, за исключением установленных законодательством случаев;

для лиц, использующих леса, устанавливается обязанность осуществлять мероприятия по лесовосстановлению (лесоразведению) в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в т.ч. при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через 1 год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления (лесоразведения) в порядке, установленном Правительством РФ;

для лиц, обратившиеся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель в земли особо охраняемых территорий, предусматривается обязанность не позднее чем через один год после изменения вида разрешенного использования земельного участка выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади участков, переводимых из состава таких земель;

лица, на которых возложена обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению, лесоразведению составляют проект лесовосстановления (лесоразведения), состав которого, порядок его разработки и внесения в изменений устанавливаются уполномоченным ФОИВом.

387276-7
О внесении изменения в статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (об ответственности приглашающей стороны за непринятие мер по контролю соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства заявленной цели въезда и сроков пребывания в Российской Федерации)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона устанавливается, что непринятие приглашающей стороной установленных мер по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации в части соответствия заявленной ими цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерациидеятельности или роду занятий либо непринятие приглашающей стороной установленных мер по обеспечению своевременного выезда приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданств за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока их пребывания в Российской Федерации –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей

 

1.3. Законопроекты, принятые в первом чтении

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной инициативы

Краткое содержание

Примечание

403657-7
О внесении изменений в статью 18-1 Федерального закона "О защите конкуренции" (в части расширения перечня оснований для обжалования в антимонопольный орган)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона закрепляется возможность обжалования (по ускоренной процедуре (в семидневный срок)
в антимонопольный орган актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в случаях:

- незаконного отказа в приеме документов, заявлений;

- предъявления к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае, если предусмотренная указанными актами процедура включена в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (исчерпывающие перечни процедур утверждаются Правительством Российской Федерации).

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комисcию РСПП по строительству и жилищ-ной политике

360017-7
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение требований к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона устанавливается административная ответственность за нарушение требований, установленных Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, а также за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания Ростехнадзора в отношении данных объектов.

Санкции устанавливаются для организаций, осуществляющих эксплуатацию указанных объектов, а также для должностных лиц и специалистов таких организаций.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по промышленной безопас-ности

203730-7
О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" (в части государственной регистрации воспроизведенных лекарственных препаратов для медицинского применения)

Депутат Государственной Думы Ф.С.Тумусов

Проектом федерального закона устанавливается, что при государственной регистрации воспроизведенных лекарственных препаратов для медицинского применения в виде концентратов для приготовления растворов не будет требоваться представление отчета о результатах исследования биоэквивалентности  референтному лекарственному препарату.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по фармацевтической и ме-дицинской промышлен-ности

449180-7
О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам клинических рекомендаций

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона вводится определение клинических рекомендаций и предлагается их разработка по отдельным заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) из перечня заболеваний, утверждаемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, что позволит обеспечить приоритетность в реализации государственной политики в сфере здравоохранения.

Отдельные положения законопроекта предусматривают изменения в отношении применения стандартов медицинской помощи, исключающие их использование в целях оценки качества и безопасности медицинской деятельности.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по индустрии здоровья

276436-7
О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в части совершенствования залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона:

- предусматривается возможность удовлетворения требований залогодержателя во внесудебном порядке, если предметом залога (ипотеки) является земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и на котором отсутствуют здание, строение, сооружение;

- исключаются  положения, согласно которым не допускается обращение взыскания на заложенный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения до истечения соответствующего периода сельскохозяйственных работ при условии сохранения за залогодателем права на реализацию произведенной и (или) переработанной на таком земельном участке сельскохозяйственной продукции;

- исключается возможность отсрочки судом реализации заложенного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при обращении на него взыскания на срок до одного года.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по агропромыш-ленному комплексу

426524-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления цен за услуги, оказываемые в морских портах Российской Федерации, в рублях)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона статья 18 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополняется положением, в соответствии с которым цены, тарифы, расценки, ставки и т.п. на услуги в морском порту должны быть выражены в рублях. Закрепляется требование о том, что установление цен, тарифов, расценок, ставок и т.п. в иностранной валюте или условных денежных единицах при осуществлении расчетов за услуги в морском порту РФ допускается только в случаях, определенных федеральным законом.

Предусматривается переходный период вступления в силу указанных положений до 1 января 2025г. для российских юридических лиц, имеющих на 1 января 2018г. обязательства в иностранной валюте, приятые в целях реализации инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры морских портов, в том числе с учетом включенных в такие инвестиционные проекты периодов рефинансирова-ния соответствующих инвестиционных обязательств.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию  РСПП по транспорту и транспорт-ной инфраструктуре

442400-7
О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об отдельных вопросах налогообложения)

Депутаты Государственной Думы А.М.Макаров, Г.Я.Хор

 и др.

Проектом федерального закона в Налоговый кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации вносятся изменения, предусматривающие формирование единообразного подхода к налогообложению контролируемых иностранных компаний.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по налоговой политике

441858-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О кадастровой деятельности" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" в части приведения положений о комплексных кадастровых работах в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предусматривается:

- возможность проведения комплексных кадастровых работ при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, в т.ч. в случаях, когда такой проект не должен разрабатываться;

- возможность использования кадастровыми инженерами технических паспортов, оценочной и иной документации, ранее подготовленной органами и организациями технического учета и технической инвентаризации, для чего органам государственной власти и органам местного самоуправления, являющимся заказчиками комплексных кадастровых работ, предоставляется право на бесплатное получение данных документов;

- осуществление государственного кадастрового учета земельных участков на основании карты-плана территории приостанавливается в случае уменьшения площади уточняемого земельного участка более чем на 10% от площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по собственности и судеб-ной системе

455221-7
О таможенном регулировании

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предлагается установить в РФ особенности таможенного регулирования, а также привести законодательство РФ в области таможенного регулирования и таможенного дела в соответствие с международными договорами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Предусматривается возможность:

- использования "реестрового обеспечения" таможенного представителя при таможенном декларировании товаров;

- выдачи предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров;

- освобождения от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей добросовестными компаниями;

- представления предварительной информации на английском языке.

Сокращены сроки выдачи предварительных решений о стране происхождения товаров и о классификации товара, существенно расширен перечень случаев освобождения от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, реализована таможенная процедура свободного склада, упрощена процедура идентификации товаров в продуктах их переработки.

Закрепляются также:

- порядок уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также механизмы обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, обязанностей уполномоченного экономического оператора;

- порядок формирования и ведения реестра банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий, а также порядок приостановления и возобновления приема таможенными органами банковских гарантий, выданных Внешэкономбанком, Евразийским банком развития. Определяются обязанности банков, включенных в реестр, Внешэкономбанка, Евразийского банка развития;

- порядок таможенного декларирования;

- перечень таможенных операций и лица, их совершающие, а также  место и время совершения таких операций;

- перечень таможенных процедур: для внутреннего потребления, экспорта, таможенного транзита, таможенного склада, переработки на таможенной территории.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО

383208-7
О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (о реформе процессуального законодательства)

Верховный Суд Российской Федерации

Проект федерального закона:

исключает из кодексов, а также из некоторых федеральных законов термин «подведомственность» применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Закрепляется порядок, в соответствии с которым суд общей юрисдикции или арбитражный суд, ошибочно возбудившие производство по делу, не отнесенному к их компетенции, направляют дело для рассмотрения в суд другой судебной подсистемы;

вводит институт профессионального представительства, в соответствии с которым представительство в суде станет доступным только для адвокатов и лиц с высшим юридическим образованием (изменения в статьи 49, 53 Гражданского процессуального кодекса РФ  и 59, 61 Арбитражного процессуального кодекса РФ);

устанавливает возможность участия в деле, рассматриваемом по правилам ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ, наряду с представителем поверенного, объем полномочий которого существенно меньше, чем у представителя, поэтому требование о наличии высшего юридического образования к нему не предъявляется.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по собственности и судеб-ной системе

421600-7
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур

Верховный Суд Российской Федерации

Проектом федерального закона предполагается дополнительная по отношению к медиации и другим примирительным процедурам форма урегулирования спора – судебное примирение. Законопроект предлагает более широкое внедрение в сферу осуществления правосудия примирительных процедур, определяет их принципы, создает условия для активной роли суда в содействии сторонам в урегулировании споров, в том числе возникающих из административных и иных публичных правоотношений. К осуществлению функций судебных примирителей предлагается привлекать работников аппарата суда, имеющих высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет, и судей в отставке.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по собственности и судеб-ной системе

437961-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (о требованиях к уставному капиталу субъектов малого и среднего предпринимательства)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предлагается снять ограничение по суммарной доле участия в уставном (складочном) капитале малых и средних предприятий в размере 49% для иностранных юридических лиц при их соответствии следующим условиям:

размер среднесписочной численности сотрудников и размер дохода от ведения предпринимательской деятельности за предшествующих календарный год не превысил 250 чел. и 2 млрд. рублей соответственно;

юридическое лицо не является офшорной компанией согласно критериям, определенным Минфином России в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Соответствие иностранных юридических лиц (за исключением офшорных компаний) условиям по среднесписочной численности сотрудников и размеру дохода от ведения предпринимательской деятельности подтверждается на основе заключения аудиторской организации. Аудиторские организации ежегодно представляют в ФНС России перечень обществ с ограниченной ответственностью, участниками которых являются иностранные юридические лица, соответствующие по состоянию на 1 января текущего календарного года установленным условиям.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по собственности и судеб-ной системе

440116-7
О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в части введения механизма обоснования инвестиций в отношении объектов капитального строительства, строительство (реконструкция) которых осуществляется за счет средств бюджетной системы Российской Федерации)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона в целях формирования механизма обоснования инвестиций предусматривается:

введение понятий «задание на проектирование объекта капитального строительства», «обоснование инвестиций» и «технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций», а также установление объекта и предмета такого аудита;

обязательность подготовки обоснования инвестиций в отношении объекта капитального строительства предполагаемой стоимостью строительства, реконструкции или технического перевооружения от 1,5 млрд. рублей, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием, юридических лиц, доля РФ, субъекта РФ, муниципального образования в уставном (складочном) капитале которых составляет более 50 процентов;

введение требования об обязательном наличии обоснования инвестиций, задания на проектирование, результатов аудита обоснования инвестиций при принятии решений об осуществлении капитальных вложений;

наделение Правительства РФ полномочиями по установлению состава и содержания обоснования инвестиций, порядка организации и проведения аудита обоснования инвестиций.

Предложения РСПП

435063-7
О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей

Депутаты Государственной Думы И.А.Яровая, Н.В.Говорин и др.

Проектом федерального закона определяются конкретные способы подачи жалоб потребителей, в том через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, а также предусматривается возможность осуществления консультирования по вопросам защиты прав потребителей. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления наделяются правом разрабатывать соответственно региональные и муниципальные программы по защите прав потребителей.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по торговле и потребитель-скому рынку

 

3.     В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект законодательной инициативы

 

Примечание

489161-7

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий (в части повышения нормативного пенсионного возраста)

Проектом федерального закона предлагается закрепить общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно.

Повышение пенсионного возраста будет проводиться постепенно в течение переходного периода с 2019 г. по 2034 г.

Данная мера затронет мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. Граждане указанных годов рождения, с учетом переходных положений, получат право выйти на пенсию в 2020 году - в возрасте соответственно 61 год и 56 лет.

Соответственно:

1) мужчины 1960 г.р., женщины 1965 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2022 году (в возрасте, соответственно, 62 года и 57 лет);

2) мужчины 1961 г.р., женщины 1966 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2024 году (в возрасте, соответственно, 63 года и 58 лет);

3) мужчины 1962 г.р., женщины 1967 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2026 году (в возрасте, соответственно, 64 года и 59 лет);

4) мужчины 1963 г.р., женщины 1968 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2028 году (в возрасте, соответственно, 65 лет и 60 лет);

5) женщины 1969 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2030 году
(в возрасте 61 год);

6) женщины 1970 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2032 году
(в возрасте 62 лет);

7) женщины 1971 г.р. - получат право выхода на пенсию - в 2034 году
(в возрасте 63 лет).

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по развитию пенсионных систем и социальному стра-хованию

489169-7

О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (об изменении налоговой ставки налога на добавленную стоимость и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование)

Проектом федерального закона предусмотрено повышение размера ставки НДС с 18 процентов до 20 процентов. Налогоплательщикам - производителям предоставляется право не восстанавливать принятый к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет субсидий, полученных в 2018 году на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, в том числе сельскохозяйственной техники. Предлагается тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22 процентов с сумм выплат физическим лицам, не превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов, и 10 процентов - сверх установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование зафиксировать на бессрочный период.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по налоговой политике

484811-7

О внесении изменений в статью 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в части обеспечения соизмеримости штрафа, налагаемого Банком России, совершенному кредитной организацией нарушению)

Проектом федерального закона Банк России наделяется правом налагать на недобросовестные кредитные организации, нарушающие требования законодательства РФ, штраф в размере до 1 процента размера собственных средств (капитала) кредитной организации..

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комиссию РСПП по банкам и банковской деятель-ности

489370-7

О внесении изменения в статью 333-35 Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения от уплаты государственной пошлины)

Проектом федерального закона предусматривается снижение размера государственной пошлины "до нуля" при подаче заявления для государственной регистрации, в том числе юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, в форме электронного документа.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по собствен-ности и судебной системе

493989-7

О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части завершения «налогового маневра» в нефтегазовой отрасли)

Проектом федерального закона предусматривается индексация установленных статьей 193 Налогового кодекса РФ ставок акцизов на подакцизные товары в 2021 году на уровень инфляции, которая, по прогнозам Минэкономразвития России, составит 4 процента. При этом ставки акцизов на период 2019 - 2020 гг. сохраняются на уровне, установленном действующим налоговым законодательством. Предусматривается установление вычетов по акцизам для организаций, получивших свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья с учетом объемов произведенных из нефтяного сырья высокооктанового автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива, уровня цены на нефть на мировых рынках, а также уровня средних оптовых цен реализации указанных нефтепродуктов на территории РФ и цен экспортной альтернативы на нефтепродукты.

Ставка акциза на прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол, используемые в нефтехимии, устанавливается с учетом корректирующего коэффициента, который постепенно увеличивает ее значение в течение 6 лет начиная с 1 января 2019 г., на величину снижения ставки вывозной таможенной пошлины на нефть.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по энергети-ческой политике и энергоэффективности

 

4.     Правоприменительная практика

 

 

Верховным Судом Российской Федерации опубликовано постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2018 г. № 17 "О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве".
(текст постановления)

 

5.     События

6 июня 2018  года Президент РСПП А.Н.Шохин направил:

Заместителю Председателя Верховного Суда РФ О.М.Свириденко замечания и предложения РСПП к проекту постановления Пленума Верховного Суда РФ «О крупных сделках и сделках с заинтересованностью хозяйственных обществ»;

(подробнее)

Заместителю Председателя Правительства РФ Д.Н.Козаку  обращение в связи с внесением Минэнерго России в Правительство РФ проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике».

(подробнее)

13 июня 2018 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Заместителю Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по труду и социальной политике М.В.Тарасенко заключение РСПП на проект федерального закона № 1041537-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в целях обеспечения участия представителей работников в коллегиальных органах организаций».

(подробнее)

18 июня 2018 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил:

Заместителю Министра экономического развития РФ С.В.Шипову заключение РСПП об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 2, 3.4 и 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц»;

(подробнее)

Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по государственному строительству П.В.Крашенинникову замечания и предложения к проекту федерального закона № 456502-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за несоблюдение запрета на оборот в Российской Федерации отдельных категорий товаров».

(подробнее)