ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
(информация за период с 13 по 24 декабря 2018г.)
1. Федеральные законы, подписанные Президентом РФ.
2. Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:
3. Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.
4. Правоприменительная практика
5. События.
1. Президентом Российской Федерации в период с 13 по 24 декабря 2018 г. подписаны следующие
федеральные законы:
Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. № 474-ФЗ "О внесении изменений в статьи 9 и 11 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" |
Федеральным законом предусматривается возможность осуществления между резидентами валютных операций: - с внешними ценными бумагами при условии осуществления расчетов по итогам клиринга, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте"; - связанных с исполнением и (или) прекращением договора репо, при условии, что одной из сторон по такому договору является уполномоченный банк или профессиональный участник рынка ценных бумаг. Центральный банк Российской Федерации будет устанавливать для кредитных организаций требования к размещению кредитными организациями информации о курсах иностранных валют к валюте РФ и (или) кросс-курсах иностранных валют при совершении таких операций. |
Номер и наименование законопроекта |
Субъект права законодательной инициативы |
Краткое содержание |
519890-7 |
Правительство Российской Федерации |
Проект федерального закона предусматривает повышение суммы задолженности, при которой исполнительный документ может направляться взыскателем для удержания денежных средств в организацию или иному лицу, выплачивающему должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, с 25 тыс. руб. до 100 тыс. руб. |
511610-7 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона: - предусматривается налоговая льгота в виде освобождения от НДС в отношении услуг по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов, реализуемых на территории Российской Федерации (в действующей редакции данная льгота предусматривается в отношении услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации); - устанавливается нулевая ставка НДС при реализации услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в международных аэропортах РФ по перечню, утверждаемому Правительством РФ. |
527676-7 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона налоговый агент освобождается от ответственности за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, в случае, если им представлен в налоговый орган в установленный срок налоговый расчет (расчет по налогу), содержащий достоверные сведения, при отсутствии фактов неотражения или неполноты отражения в нем сведений и (или) ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащего перечислению в бюджетную систему РФ, и этим налоговым агентом самостоятельно до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период, перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени. |
337563-7 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона работники Росздравнадзора при проведении проверок законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья и законодательства РФ об обращении лекарственных средств наделяются правом на проведение контрольной закупки в следующих случаях: - при проверке соблюдения субъектами обращения лекарственных средств, осуществляющими розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения и (или) запрета продажи фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств; - при проверке соблюдения обязательных требований при осуществлении медицинской деятельности в части соблюдения установленного порядка предоставления платных медицинских услуг; - при проведении государственного контроля за обращением медицинских изделий в целях проверки соблюдения запрета на реализацию фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных медицинских изделий. Уточняется, что контрольная закупка при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, государственного контроля за обращением медицинских изделий и государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств может быть проведена Росздравнадзором незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры (аналогичные положения действуют для контрольной закупки продукции, проводимой при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и товаров (работ, услуг) при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей). |
337536-7 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона устанавливается, что порядок подготовки проектов правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих случаи осуществления закупки товаров, работ или услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), и перечень прилагаемых при подготовке указанных проектов документов, включая обоснование цены контракта, определяются правовым актом Президента Российской Федерации. Также предусматривается, что в таких правовых актах указываются предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично, а также может быть определена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта. |
233781-7 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона расширяется диспозиция статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Незаконное вознаграждение от имени юридического лица») в целях обеспечения возможности привлечения юридических лиц к административной ответственности в случае, когда указанные выше противоправные деяния совершаются не только от имени или в интересах данного юридического лица, но и в интересах юридических лиц, связанных с этим юридическим лицом, которыми могут являться аффилированные лица, дочерние общества и т.п. Уточняется круг лиц, выступающих на стороне взяткополучателя. |
593998-7 |
Президент Российской Федерации |
Проектом федерального закона в Уголовный кодекс РФ вносятся изменения, расширяющие перечень преступлений, уголовные дела по которым подлежат прекращению при условии возмещения ущерба, причиненного гражданину, организации или государству в результате совершения преступления. В Уголовно-процессуальный кодекс РФ вносятся изменения, расширяющие перечень уголовных дел частно-публичного обвинения, с включением в него уголовных дел о преступлениях, которые, как правило, затрагивают интересы только потерпевших, не причиняя ущерба интересам третьих лиц и государству. |
319413-7 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона: - сокращаются сроки проведения внутрикорпоративных процедур, необходимых для выпуска ценных бумаг; - исключается деление эмиссионных ценных бумаг на документарные и бездокументарные; - уточняются понятия депозитарной деятельности и порядка ее осуществления; - определяются особенности предъявления требований к эмитенту о досрочном погашении или приобретении облигаций; - предусматривается возможность направления документов, необходимых для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и последующих процедур, в Банк России в электронном виде. Уставом АО могут быть предусмотрены привилегированные акции определенного типа, дивиденды по которым выплачиваются в первую очередь – перед выплатой дивидендов по привилегированным акциям любых иных типов и обыкновенным акциям. Правительство РФ наделяется полномочием определить случаи, при которых: доступ к содержащимся в едином гос. реестре юр. лиц сведениям (документам, содержащим сведения) о юр. лице (с указанием перечня таких сведений) может быть ограничен; - антимонопольный орган вправе не размещать на своем официальном сайте в сети «Интернет» сведения о поступившем в антимонопольный орган ходатайстве о даче согласия на осуществление сделки или иного действия; инсайдерская информация может раскрываться в ограниченных составе и (или) объеме. |
490497-7 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона: - устанавливается, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, положением о виде федерального государственного контроля (надзора), положением о лицензировании конкретных видов деятельности, отдельные виды государственного контроля (надзора) могут осуществляться без проведения плановых проверок; - предусматривается, что с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. не проводятся плановые проверки в отношении юр. лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого предпринимательства, за исключением ряда видов деятельности. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения плановые проверки организаций, осуществляющих горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не проводятся. |
581681-7 |
Депутаты Государственной Думы В.И.Ресин, Д.А.Белик и др. |
Проектом федерального закона города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь наделяются правом до 1 января 2022 года не применять положения федерального законодательства о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ региональными операторами. В этом случае этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональными операторами устанавливаются планом мероприятий, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти данного субъекта РФ по согласованию Минприроды России, а плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами будет взиматься в составе платы за содержание жилого помещения. Орган исполнительной власти субъекта РФ в случае отсутствия регионального оператора или досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в т.ч. в случае его отказа от осуществления деятельности, вправе на срок не превышающий одного года присвоить статус регионального оператора без проведения конкурсного отбора и заключить соответствующее соглашение с юр. лицом, которому присвоен статус регионального оператора и зона деятельности которого расположена на территории данного субъекта РФ, либо зона деятельности которого расположена на территории другого приграничного субъекта РФ, а при отказе такого лица от заключения соглашения – с ГУПом или МУПом, имеющими лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. До 1 января 2020 года объекты размещения отходов, введенные в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона и не имеющие документацию, предусмотренную законодательством РФ, включаются в государственный реестр объектов размещения отходов сроком на 3 года, если по заключению Росприроднадзора указанные объекты размещения отходов могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. По истечении указанного срока такие объекты исключаются из государственного реестра объектов размещения отходов. |
490061-7 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона расширяяется перечень операций, подлежащих обязательному контролю, операциями по получению наличных денежных средств с использованием платежных карт, эмитированных иностранными банками, зарегистрированными на территории иностранного государства или административно-территориальной единицы иностранного государства, обладающей самостоятельной правоспособностью, входящих в перечень, утвержденный Росфинмониторингом. |
495972-7 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона закрепляются единые требования к оформлению результатов экспертиз в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проводимых экспертами, экспертными организациями, в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ. Устанавливается ответственность уполномоченного представитель экспертной организации за предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения за невыполнение экспертом, экспертной организацией требований положений Федерального закона |
429550-7 |
Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, И.Б.Дивинский и др.; Член Совета Федерации Н.А.Журавлев |
Проектом федерального закона устанавливается, что Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности" не применяется банками с базовой лицензией при составлении, представлении и раскрытии финансовой отчетности. |
350176-7 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона предусматривается, что: - для рассмотрения третейским судом споров, вытекающих из соглашений участников юр. лица по поводу управления им, включая споры, вытекающие из корпоративных договоров, споров по искам участников юр. лиц о признании недействительными сделок, совершенных юр. лиц, и (или) применении последствий недействительности таких сделок достаточно заключения арбитражного соглашения между сторонами соглашения участников юр. лица или сделки; - отношения, связанные с деятельностью постоянно действующего арбитражного учреждения по администрированию арбитража, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства; - право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения (ПДАУ) иностранному арбитражному учреждению, которое включено в утверждаемый уполномоченным ФОИВом перечень иностранных арбитражных учреждений, признаваемых ПДАУ, на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства предоставляется в течение 15-ти рабочих дней с даты соответствующего заседания Совета. Устанавливается перечень документов необходимых для предоставления некоммерческой организацией, иностранным арбитражным учреждением или организацией в уполномоченный ФОИВ для рассмотрения Советом по совершенствованию третейского разбирательства вопроса о выдаче рекомендации о предоставлении или об отказе в предоставлении права на осуществление функций ПДАУ. В отношении иностранного арбитражного учреждения устанавливается, что соответствующее право предоставляется иностранному арбитражному учреждению, которое включено в перечень иностранных арбитражных учреждений, утверждаемый Минюстом России. Включение в указанный перечень осуществляется Минюстом России на основании рекомендации Совета, который оценивает иностранное арбитражное учреждение, в т.ч. на предмет наличия широко признанной международной репутации. Критерии наличия широко признанной международной репутации иностранного арбитражного учреждения устанавливаются Минюстом России на основании рекомендации Совета. Лицам, не получившим право на осуществление функций ПДАУ, запрещается выполнение отдельных функций по администрированию арбитража, в т.ч. функций по назначению арбитров, разрешению вопросов об отводах и о прекращении полномочий арбитров, а также иных действий, связанных с проведением третейского разбирательства при осуществлении арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора (получение арбитражных расходов и сборов, регулярное предоставление помещений для устных слушаний и совещаний и др.), а также, запрещается рекламировать в т.ч. в сети "Интернет" и (или) осуществлять публичное предложение функций по осуществлению арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора. В случае нарушения вышеуказанных запретов решение третейского суда, образованного сторонами для разрешения конкретного спора, считается принятым с нарушением процедуры арбитража. Если местом арбитража является РФ, споры, возникающие из договоров, заключаемых в соответствии с ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", или в связи с ними, могут рассматриваться только в рамках арбитража, администрируемого ПДАУ. В Федеральном законе "О рекламе", устанавливается что реклама деятельности лиц, не получивших в соответствии с законодательством право на осуществление функций ПДАУ, по осуществлению арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, в т.ч. в сети "Интернет", не допускается. |
428309-7 |
Депутаты Государственной Думы Н.В.Костенко, Ю.В.Смирнов и др. |
Проектом федерального закона вводится механизм временной правовой охраны промышленных образцов с момента публикации сведений о заявке в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, по аналогии с существующим регулированием в отношении заявок на изобретения. |
286345-7 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона: - устанавливается уголовная ответственность за внесение в реестр владельцев ценных бумаг либо в систему депозитарного учета заведомо неполных или недостоверных сведений, а равно подтверждение от имени организации, осуществляющей учет прав на ценные бумаги, достоверности внесенных в реестр владельцев ценных бумаг либо в систему депозитарного учета сведений, заведомо для подтверждающего лица являющихся неполными или недостоверными, в целях сокрытия у клиента организации, осуществляющей учет прав на ценные бумаги, предусмотренных законодательством признаков банкротства кредитной или иной финансовой организации либо оснований для отзыва (аннулирования) лицензии и (или) назначения в организации временной администрации (указанные деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, будут наказываться строже); - дополняется статья 1721 Уголовного кодекса Российской Федерации "Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации" частью второй, устанавливающей наказание в виде штрафа в размере от 3 млн. до 5 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 лет, либо лишения свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет за фальсификацию финансовых документов учета и отчетности финансовых организаций, совершенную группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; - устанавливается уголовная ответственность сокрытие денежных средств, фактически размещенных физическими лицами или индивидуальными предпринимателями или в пользу указанных лиц на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, путем невнесения в документы и (или) регистры бухгалтерского учета и (или) отчетность (отчетную документацию) кредитной организации сведений о таких денежных средствах в крупном размере (указанные деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, будут наказываться строже). Расследование указанных преступлений будут осуществлять следователи Следственного комитета РФ; - распространяется действие статьи 1601 УПК РФ (Меры по обеспечению гражданского иска) на случаи, когда за совершенное преступление предусмотрено применение мер по конфискации имущества либо наказание в виде штрафа или другие имущественные взыскания; - устанавливается обязанность следователя (дознавателя) направлять соответствующий запрос в иностранное государство о производстве процессуальных действий в случаях, если имеются сведения о том, что имущество, подлежащее взысканию, находится на территории иностранного государства. |
139989-7 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона: Правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению состава и правил предоставления минимального функционала (услуг) интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) территориальными сетевыми организациями субъектам электроэнергетики и потребителям. Регламентируется порядок коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению. Гарантирующие поставщики и сетевые организации обязаны осуществлять контроль соблюдения требований. Устанавливается обязанность гарантирующих поставщиков в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, должны быть оснащены индивидуальными, общими (для коммунальной квартиры) и коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), в соответствии с требованиями, установленными правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). По всем приборам учета электрической энергии, допускаемым в эксплуатацию для целей коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжения после 1 января 2022 г., гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями должно быть обеспечено безвозмездное предоставление субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии (мощности), в отношении которых они обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности), минимального набора функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) в порядке, установленном правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с использованием созданных гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). С 1 января 2023 г. в случае непредоставления или ненадлежащего предоставления гарантирующим поставщиком и сетевой организацией доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) субъект электроэнергетики или потребитель электрической энергии (мощности) вправе потребовать уплаты штрафа. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Потребители электрической энергии при возникновении предусмотренных порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии и правилами предоставления коммунальных услуг обязаны совершить действия по самостоятельному обеспечению введения ограничения режима потребления электрической энергии или обеспечить доступ уполномоченных лиц. |
597865-7 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона переносятся срок установления запрета на осуществление энергосбытовой деятельности без соответствующей лицензии с 1 января 2019 г. на 1 июля 2020 г., а также возможность применения административной ответственности за нарушение данного запрета с 1 июля 2020 г. |
575258-7 |
Депутаты Государственной Думы М.И.Щаблыкин, Н.П.Николаев и др. |
Проектом федерального закона предусматривается формирование государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. При этом информация, содержащаяся в Системе, будет являться информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой будет установлена федеральными законами, а также информации, отнесенной Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" к общедоступной информации.Правительство РФ наделяется полномочиями определять порядок функционирования Системы, утверждать характеристики средств идентификации, требований к техническим средствам, используемым участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для обмена информацией с государственной информационной системой мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе к техническим средствам проверки кода проверки, а также требований к участникам оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, получающим указанные технические средства, размер платы за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки, необходимых для формирования средств идентификации и обеспечения мониторинга движения товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также порядка ее взимания, утверждать порядок изъятия из оборота и уничтожения изъятых из оборота немаркированных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также определять оператора Системы.Закрепляется перечень информации, подлежащей обязательной передаче в Систему, обязанности оператора Системы и участников оборота товаров.Вводятся новые понятия: "товары, маркированные средствами идентификации", "товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации", "средство идентификации", "код маркировки", "код идентификации", "код проверки", "технические средства проверки кода проверки", "технические средства формирования кода проверки", "участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации".Обладателем информации, содержащейся в Системе, будет являться РФ. Правомочия обладателя информации, содержащейся в Системе, от имени РФ будет осуществлять Минпромторг России, в пределах своих полномочий. Оператор Системы будет осуществлять действия с информацией, содержащейся в Системе, или разрешать осуществление таких действий в пределах полномочий, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.Предусматривается нераспространение Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" на обработку оператором Системы, и федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до конечного потребителя с использованием в отношении лекарственных препаратов для медицинского применения средств идентификации информации, переданной ему оператором фискальных данных от имени и по поручению пользователя в соответствии с условиями договора, заключенного между оператором фискальных данных и пользователем.Обработка такой информации оператором информационных систем мониторинга будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Федеральным законом "Об обращении лекарственных средств". При этом оператор информационной системы мониторинга не будет является оператором фискальных данных. |
197556-7 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона предусматривается, что в контракт, содержащий отдельные этапы (периоды) исполнения, включается условие об уменьшении размера обеспечения его исполнения. В случае уменьшения размера обеспечения, в контракт также включается обязательное условие о сроках возврата части денежных средств. Размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления банковской гарантии, требование заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком, по заявлению поставщика (подрядчика, исполнителя) ему возвращаются заказчиком в установленный контрактом срок денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта, предоставленного в виде банковской гарантии, осуществляется заказчиком путем отказа от части своих прав по этой гарантии. При этом датой такого отказа признается дата включения информации в соответствующий реестр контрактов. В случае предоставления нового обеспечения исполнения контракта, возврат банковской гарантии заказчиком гаранту, предоставившему указанную банковскую гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится. Понятие "банковская гарантия" приравнивается к значению, указанном в ГК РФ. Также вводится обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставить новое обеспечение исполнения контракта в случае отзыва лицензии у банка, предоставившего банковскую гарантию в обеспечение исполнения контракта. Государственные и муниципальные учреждения в случае, если заказчиком в соответствии с Федеральным законом установлено требование об обеспечении заявки на участие в открытом конкурсе, не представляют документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях: заключение контракта на оказание услуг по изготовлению бланков документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации, удостоверяющих личность иностранного гражданина или лица без гражданства, выдаваемых в Российской Федерации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, бланков временных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации и дающих ему право на въезд (возвращение) в Российской Федерации, а также бланков документов для въезда в Российской Федерации и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. До 1 октября 2019 г. допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 1 января 2019 г. контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 г., если увеличенный размер ставки налога на добавленную стоимость не предусмотрен условиями контракта. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное настоящей частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта. |
566321-7 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона устанавливается, что положения об упрощенном порядке заключения на новый срок договоров аренды государственного или муниципального имущества (без проведения конкурса или аукциона) с арендаторами, надлежащим образом исполнявшими свои обязанности, применяются вне зависимости от того, каким образом были заключены такие договоры аренды до вступления в силу этих положений закона: по итогам проведения торгов или без их проведения, и распространяются также на случаи заключения на новый срок договоров аренды государственного или муниципального имущества, заключенных до 2 июля 2008 года. |
140177-7 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона: - устанавливается, что леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящиеся к землям лесного фонда, будут определяться соответствующими положениями Кодекса; - уточняется определение "лесной участок", исключив из него "лесопарки"; - исключается положение, регламентирующее исключительные случаи, при которых допускается проведение сплошных рубок в защитных лесах; - предусматривается, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов будут являться лесничества (создаваемые на землях лесного фонда; обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса), а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств. Создание и упразднение лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств будет осуществляться решениями уполномоченного ФОИВа в соответствии с Кодексом. При этом обязательным приложением к решению о создании лесничеств, участковых лесничеств будет являться текстовое и графическое описание местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств. При проектировании лесничеств будет осуществляться: установление площади лесничеств; проектирование участковых лесничеств (в случае принятия решения об их создании); определение квартальной сети; установление границ лесничеств; - за органами государственной власти субъектов Российской Федерации закрепляются следующие полномочия: принятие решений об отнесении лесов к лесам, расположенным в лесопарковых зонах, лесам, расположенным в зеленых зонах; определение функциональных зон в лесопарковых зонах, в которых расположены леса, установление и изменение площади и границ земель, на которых расположены леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; - вводится новая глава 17 "Защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов", в которой на комплексной основе урегулированы вопросы, касающиеся правового статуса и режима защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов и особо защитных участков лесов. Отнесение лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и исключение их из состава защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются такие леса, будет осуществляться решениями органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Кодексом, в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утверждаемой в соответствии с Кодексом. Уточняются категории защитных лесов - "леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях", "леса, расположенные в водоохранных зонах", "леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов", "ценные леса" и "городские леса". Предусматриваются случаи, при которых осуществляется проведение сплошных рубок в защитных лесах. Устанавливается запрет на осуществление в защитных лесах и на особо защитных участках лесов деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями; - вводится новая глава 18 "Леса, расположенные на землях, не являющихся землями лесного фонда" (леса, расположенные на землях: обороны и безопасности; населенных пунктов; сельскохозяйственного назначения). Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, будет осуществляться в соответствии с целевым назначением таких земель. Предусматривается, что защитные леса, расположенные на землях, не являющихся землями лесного фонда, признаются объектами охраны окружающей среды, охрана которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, если иное не установлено Кодексом. На землях обороны и безопасности могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Также предусматривается, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, устанавливаются Правительством РФ. После завершения использования лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, земли, на которых расположены такие леса, подлежат рекультивации (в случае, если проведение рекультивации требуется в соответствии с законодательством РФ) и переводу в состав земель лесного фонда. В Водном кодексе РФ закрепляется, что на территориях, расположенных в границах водоохранных зон и занятых защитными лесами, особо защитными участками лесов, наряду с ограничениями, установленными Водным кодексом РФ, действуют ограничения, предусмотренные установленными лесным законодательством правовым режимом защитных лесов, правовым режимом особо защитных участков лесов. Лесопарки, которые созданы до 1 июля 2019 года, подлежат преобразованию до 1 июля 2020 года в лесничества, предусмотренные соответствующей нормой Лесного кодекса РФ. |
495972-7 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона устанавливаются единые требования к оформлению результатов экспертиз в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проводимых экспертами, экспертными организациями, в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. Предусматривается ответственность уполномоченного представителя экспертной организации за предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения за невыполнение экспертом, экспертной организацией требования положений Федерального закона |
495957-7 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона устанавливается уголовная ответственность за дачу экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Предусматриваются следующие виды наказаний: - если деяние повлекло причинение крупного ущерба: штраф в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового, либо принудительными работами на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового; - если деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека: штраф в размере от 300 до 500 тысяч руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 4-х лет или без такового, либо принудительными работами на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 4-х лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 4-х лет или без такового; - если деяние повлекло по неосторожности смерть: 2-х и более лиц - ограничение свободы на срок до 4-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового, либо принудительными работами на срок до 4-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового). |
495959-7 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона устанавливается административная ответственность за дачу экспертом, экспертной организацией, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния (штраф для должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года; для юридических лиц - от 100 тыс. до 150 тыс. руб.). Полномочиями по рассмотрению дел данной категории наделяются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, контрольные органы в сфере закупок и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа. Полномочиями по составлению протоколов наделяются должностные лица органов муниципального финансового контроля. |
522262-7 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона: - сокращается срок проведения государственной экологической экспертизы по всем объектам с 3-х до 2-х месяцев с сохранением возможности его продления по заявлению заказчика; - предусматриваются переходные положения, в соответствии с которыми норма о включении с 1 января 2019 г. в перечень объектов экологической экспертизы федерального уровня проектной документации объектов I категории не применяются, в случаях, если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до 1 января 2019 г., если проектная документация таких объектов капитального строительства представлена на экспертизу проектной документации до 1 января 2019г., а также, если подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством о недрах до 1 января 2019 г. техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, содержащими углеводородное сырье; - исключается из объектов ГЭЭ отдельная проектная документация буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, содержащими углеводородное сырье. |
371833-7 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона: - к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства относятся микрофинансовые организации, предоставляющие микрозаймы субъектам МСП и (или) организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП; - устанавливается, что выбор аудиторской организации для осуществления ежегодного обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности региональной гарантийной организации проводится вне конкурса, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательный аудит будет проводиться только аудиторской организацией; - определяется, что порядок и сроки проведения Корпорацией развития МСП оценки соблюдения региональными гарантийными организациями требований к фондам содействия кредитованию и к их деятельности и подтверждения соблюдения или несоблюдения указанных требований будут устанавливаться Минэкономразвития России; - Корпорации развития МСП предоставляется право организовывать в порядке и на условиях, которые установлены ее советом директоров финансирование региональных гарантийных организаций; - для микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования предусматривается возможность предоставлять микрозайм для заемщиков – юр. лиц и индивидуальных предпринимателей до 5 млн. руб. |
Номер и наименование законопроекта |
Субъект права законодательной инициативы |
Краткое содержание |
Примечание |
529143-7 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона: вводится фото- и видеофиксация процедуры технического осмотра транспортного средства; вводится государственный контроль (надзор) за соблюдением операторами технического осмотра установленных требований к проведению технического осмотра транспортных средств. Разделяется контроль за соблюдением операторами технического осмотра требований аккредитации, оставив его в компетенции Российского союза автостраховщиков (далее - РСА), и контроль за соблюдением установленных правил проведения технического осмотра, установив в этой части государственный надзор, который будет осуществляться МВД России. На РСА возлагаются обязанности В случае выявления нарушений, относящихся к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Порядок осуществления такого наблюдения должен быть утвержден РСА по согласованию с Минтрансом России и Минэкономразвития России. |
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по транспорту и транспорт-ной инфраструктуре |
Номер и наименование законопроекта |
Субъект законодательной инициативы |
Примечание |
Проектом федерального закона предусмотрено включение в границы ТОР частей поверхностных водных объектов. В связи с этим в решении Правительства РФ |
Правительство Российской Федерации |
Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по инвестици-онной политике, институтам развития и экспортной под-держке |
Проектом федерального закона предлагается усовершенствовать существующий порядок лицензирования, внедрив реестровую модель предоставления данной услуги. В соответствии с законопроектом под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности, которое подтверждается записью в реестре лицензий, а не документами, выданными лицензирующим органом. Информирование о наличии лицензий предлагается осуществлять посредством обращения к реестрам лицензий, информация в которых является открытой и общедоступной, а также путем запроса выписки из соответствующего реестра лицензий, предоставляемой в виде электронного документа или на бумажном носителе. |
Правительство Российской Федерации |
Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по разреши-тельной и контроль-но-надзорной дея-тельности |
О внесении изменений подпункт 92 пункта 1 статьи 333-33 Налогового кодекса Российской Федерации Проектом федерального закона вносятся корреспондирующие изменения в подпункт 92 пункта 1 статьи 33333 Налогового кодекса Российской Федерации в целях урегулирования вопроса уплаты государственной пошлины в связи с принятием федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности». Закрепляется положение, в соответствии с которым в случае переоформления лицензии более чем по одному основанию, требующему уплаты госпошлины, уплачивается большая по размеру госпошлина. |
Правительство Российской Федерации |
Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по разреши-тельной и контроль-но-надзорной дея-тельности |
4. Правоприменительная практика
Верховным Судом Российской Федерации опубликован Обзор практики рассмотрения судами дел о материальной ответственности работника.
|
17 декабря 2018 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Заместителю Председателя Правительства РФ М.А.Акимову предложения Рабочей группы РСПП по координации законопроектной и регуляторной деятельности в области цифровизации к проекту федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
18 декабря 2018 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил:
Первому заместителю Министра труда и социальной защиты РФ А.В.Вовченко замечания и предложения РСПП к проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений некоторых законодательных актов Российской Федерации (в части уточнения условий признания граждан безработными и условий осуществления социальных выплат)»;
Заместителю Министра экономического развития РФ С.В.Шипову заключение РСПП об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» в части совершенствования правового регулирования предоставления в пользование подземных вод».
Опубликована позиция РСПП по вопросу «О возможности включения в Налоговый кодекс Российской Федерации экологического налога и утилизационного сбора в соответствии с подготовленным Минфином России законопроектом «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации)», а также возникающих в связи с этим рисках».