ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА с 6 по 23 апреля 2021г.

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

(информация за период с 6 по 23 апреля 2021г.)

 

1.               Федеральные законы, подписанные Президентом РФ.

 

2.                                       Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:

- в третьем чтении;

- в первом чтении.

 

3.          Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.

 

4.        Правоприменительная практика

 

5.          События.

 

1.        Президентом Российской Федерации в период с 6 по 23 апреля 2021 г. подписаны следующие

федеральные законы:

 

Федеральный закон от 20 апреля 2021 г. № 94-ФЗ "О внесении изменения в статью 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"

(подробнее)

Федеральным законом предусматривается, что заказчик и исполнитель услуги по ледокольной проводке судна, оказываемой судами атомного ледокольного флота в акватории Северного морского пути, и (или) иных услуг, необходимых для целей торгового мореплавания, оказываемых судами атомного ледокольного флота в акватории Северного морского пути, могут заключать долгосрочные договоры возмездного оказания указанных услуг по проводке судна и иных услуг при их оказании исполнителем на систематической основе.

В таком договоре определяются срок договора, перечень оказываемых услуг, порядок оплаты каждой из входящих в указанный перечень услуг, обязанность исполнителя при использовании судов атомного ледокольного флота обеспечивать их готовность к оказанию услуг по проводке судна и иных услуг в течение всего срока действия договора, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также определяемые при необходимости по соглашению сторон иные условия оказания таких услуг.

 

 

Федеральный закон от 20 апреля 2021 г. № 97-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации"
(подробнее)

Федеральным законом Правительство РФ наделяется полномочием по определению категорий товаров, в отношении которых не применяются неполное таможенное декларирование и периодическое таможенное декларирование. Уточняется порядок завершения процедуры таможенного склада в случае исключения владельца из реестра по его заявлению.

 

 

Федеральный закон от 20 апреля 2021 г. № 99-ФЗ "О внесении изменения в главу 55 Трудового кодекса

Российской Федерации"
(подробнее)

Федеральным законом предусматриваются особенности регулирования труда работников в сфере электроэнергетики, сфере теплоснабжения, в области промышленной безопасности, области безопасности гидротехнических сооружений:

- к трудовой деятельности в сфере электроэнергетики допускаются лица, прошедшие у работодателя подготовку к выполнению трудовых функций (далее - подготовка) и получившие у него подтверждение их готовности к выполнению трудовых функций (далее - подтверждение готовности к работе), прошедшие аттестацию по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также аттестацию в области промышленной безопасности, аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений;

- к трудовой деятельности в сфере теплоснабжения допускаются лица, прошедшие у работодателя подготовку и получившие у него подтверждение готовности к работе, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также прошедшие аттестацию по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики, аттестацию в области промышленной безопасности;

- в случаях, предусмотренных законодательством в области промышленной безопасности, законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, к трудовой деятельности в области промышленной безопасности, области безопасности гидротехнических сооружений допускаются лица, прошедшие аттестацию в соответствующих областях;

- перечни видов профессиональной деятельности, для осуществления которых требуется прохождение аттестации в области (по вопросам) безопасности в соответствующей сфере (области) и (или) прохождение подготовки и получение подтверждения готовности к работе, а также перечни категорий работников, обязанных проходить такие аттестацию и (или) подготовку и получать подтверждение готовности к работе, определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

- порядок проведения аттестации в области (по вопросам) безопасности в соответствующей сфере (области), порядок проведения подготовки и получения подтверждения готовности к работе, включая периодичность их проведения и возможность одновременного проведения аттестации в одной сфере (области) с проведением аттестации в другой сфере (области) и (или) с проведением подготовки и получением подтверждения готовности к работе в рамках одной процедуры, устанавливается Правительством РФ или уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

2.        Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:

 

2.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной

инициативы

Краткое содержание

842633-7
О внесении изменения в статью 1360 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (в части уточнения положений об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца в интересах национальной безопасности)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предлагается новая редакция статьи 1360 ГК РФ, предусматривающая, что Правительство РФ имеет право в случае крайней необходимости, связанной с обеспечением обороны и безопасности государства, охраной жизни и здоровья граждан, принять решение об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок и с выплатой ему соразмерной компенсации.

Устанавливается, что методика определения размера компенсации и порядок ее выплаты утверждаются Правительством РФ.

1080292-7
О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статьи 12 и 22 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности
»

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предлагается:

- разрешить предусмотренные технической или эксплуатационной документацией производителя транспортировку, монтаж, наладку, настройку, калибровку медицинского изделия и иные действия, необходимые для ввода медицинского изделия в эксплуатацию, применение, эксплуатацию, в т.ч. техническое обслуживание и ремонт медицинского изделия, по окончании срока действия регистрационного удостоверения на это медицинское изделие, если срок его службы (срок годности) не истек;

- разрешить обращение медицинских изделий до истечения их срока службы (срока годности), в т.ч. произведенных в течение 180 календарных дней после дня принятия уполномоченным ФОИВом решения о внесении изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на медицинское изделие, в соответствии с информацией, содержащейся в таких документах до дня принятия указанного решения;

- уточнить, что на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС;

- изменить перечень медицинских изделий, которые не регистрируются на территории Российской Федерации.

1064136-7
О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации (в части использования лесов для осуществления рыболовства)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предлагается закрепить новый вид использования лесов – для осуществления рыболовства (за исключением любительского рыболовства), которое будет осуществляться с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, в связи с чем определяются особенности использования лесов для этих целей:

- лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, будут предоставляться для целей рыболовства на территориях, примыкающих к береговой линии водного объекта или его части, отнесенных к рыболовному участку;

- договор аренды лесного участка для осуществления рыболовства заключается без проведения торгов;

- при использовании лесов для осуществления рыболовства допускается возведение на лесных участках некапитальных строений, сооружений, необходимых для осуществления рыболовства;

- правила использования лесов для осуществления рыболовства будут устанавливаться уполномоченным ФОИВом.

288750-7
О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», статью 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и признании утратившими силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (в части уточнения вопросов пользования недрами и использования единой терминологии)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предусматривается, в частности:

- все торги по продаже лицензий на пользование недрами осуществлять только в электронном виде и только в форме аукциона, исключив такую форму, как конкурс, и установить, что аукцион на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения, проводится в электронной форме в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации;

- установить, что заявка на внесение изменений в лицензию на пользование недрами в случае продления срока пользования участком недр должна быть подана не позднее 3-х месяцев до окончания срока действия лицензии на пользование недрами;

- уточнить: порядок проведения аукциона на право пользования участками недр; положения о переходе права пользования участками недр и о прекращении права пользования недрами. Критерием выявления победителя при проведении аукциона будет являться наибольший размер разового платежа за пользование участком недр;

- исключить положение, согласно которому недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов могли не предоставляться при условии возможности использования отходов добычи полезных ископаемых и отходов иных производств, являющихся альтернативными источниками сырья;

- к участкам недр местного значения отнести участки недр, используемые для геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением подземных сооружений для захоронения радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I - V классов опасности, хранилищ углеводородного сырья (далее – подземные сооружения местного и регионального значения, не связанные с добычей полезных ископаемых), и (или) используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- уточнить полномочия: федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования; органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования;

- предусмотреть, что недра предоставляются в пользование также для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в т.ч. подземных сооружений для захоронения радиоактивных отходов (пунктов захоронения), отходов производства и потребления I - V классов опасности (объектов захоронения отходов);

- установить, что участок недр предоставляется с ограничением по глубине в соответствии с лицензией на пользование недрами для разведки и добычи полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов, для образования особо охраняемых геологических объектов.

962484-7
О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (о совершенствовании системы государственной регистрации недвижимости)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предлагается:

- законодательно определить полномочия федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного Росреестру и осуществляющего полномочия в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета;

- предусмотреть возможность представления ряда заявлений (не связанных с переходом и ограничением прав) в форме электронного документа посредством личного кабинета правообладателя без подписания его усиленной квалифицированной электронной подписью правообладателя, при этом идентификацию личности правообладателя предлагается осуществлять посредством Единой системы идентификации и аутентификации портала «Госуслуги»;

- установить для органов государственной власти и местного самоуправления обязанность представлять документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав только в электронном виде;

- предоставить правообладателю объекта недвижимости право посредством использования личного кабинета представлять в форме электронных документов в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав, возникающих, изменяющихся, прекращающихся или переходящих к другому лицу на основании сделки, заключенной в отношении объекта недвижимости, принадлежащего правообладателю (заключение такой сделки может осуществляться с применением примерных условий соответствующих договоров, разработанных органом регистрации прав, размещенных на официальном сайте и опубликованных в печати);

- уточнить, что необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе представляются в подлинном экземпляре и возвращаются заявителю после завершения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с отметкой об их переводе в форму электронного образа документа.

 

 

 

 

2.2. Законопроекты, принятые в первом чтении

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной инициативы

Краткое содержание

Примечание

1105153-7
О внесении изменений в статьи 38 и 86 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части изъятия контрафактной, недоброкачественной, фальсифицированной продукции медицинской промышленности)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предлагается:

- наделить Правительство РФ полномочием по установлению порядка изъятия фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных медицинских изделий, не являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам и (или) по делам об административных правонарушениях;

- наложить на владельцев фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных медицинских изделий обязанность по возмещению расходов, связанных с изъятием таких медицинских изделий;

- наделить уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль в сфере охраны здоровья, полномочиями принимать решения об изъятии и уничтожении фальсифицированных и недоброкачественных медицинских изделий, а в случае неисполнения таких решений - обращаться в суд с исками о принудительном их исполнении.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по фармацевтической и медицинской промыш-ленности

1099900-7
О внесении изменений в статьи 195 и 196 Уголовного кодекса Российской Федерации (в части усиления ответственности за неправомерные действия при банкротстве и преднамеренное банкротство)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предлагается:

- установить повышенную уголовную ответственность за сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества должника - юр. лица, гражданина, в т.ч. индивидуального предпринимателя, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юр. лица или индивидуального предпринимателя, если эти действия совершены лицом с использованием своего служебного положения, а равно контролирующим должника лицом либо руководителем этого контролирующего лица при наличии признаков банкротства и причинили крупный ущерб, - в виде штрафа в размере от 500 тыс. до 2 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1-го года до 3-х лет, либо принудительных работ на срок до 4-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового, либо лишения свободы на срок до 4-х лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1-го года либо без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового;

- установить повышенную уголовную ответственность за неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника заведомо в ущерб другим кредиторам, если это действие совершено арбитражным управляющим или председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором), а равно контролирующим должника лицом либо руководителем этого контролирующего лица при наличии признаков банкротства и причинило крупный ущерб, - в виде штрафа в размере от 500 тыс. до 2 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1-го года до 3-х лет, либо принудительных работ на срок до 4-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового, либо лишения свободы на срок до 4-х лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3-х лет либо без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового;

- освобождать лиц, впервые совершивших преступления, предусмотренные статьей 195 УК Российской Федерации "Неправомерные действия при банкротстве" или статьей 196 УК Российской Федерации "Преднамеренное банкротство", от уголовной ответственности, если они активно способствовали раскрытию и (или) расследованию преступления, добровольно сообщили о лицах, извлекавших выгоду из незаконного или недобросовестного поведения должника, раскрыли информацию об имуществе (доходах) таких лиц, объем которого обеспечил реальное возмещение причиненного этим преступлением ущерба, и если в их действиях не содержится иного состава преступления.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по собственности и судеб-ной системе

1087244-7
О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части отмены избыточных требований к содержанию устава акционерного общества

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предлагается исключить из перечня обязательных сведений, которые должен содержать устав акционерного общества, сведения о правах акционеров-владельцев акций, компетенции органов общества и порядке принятия ими решения, в т.ч. по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов.

В отношении непубличного акционерного общества предлагается установить, что сведения о правах акционеров, структуре и компетенции органов, а также порядке подготовки и проведения общего собрания акционеров должны содержаться в корпоративном договоре, сторонами которого являются все участники такого общества.

Вносятся изменения, согласно которым внутренний регламент и иные внутренние документы юр. лица, регулирующие корпоративные отношения и не являющиеся учредительными документами, вправе утверждать не только учредители (участники) юр. лица, но и органы юр. лица - в случаях, предусмотренных законом.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по корпоративным отноше-ниям

1129265-7
О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" в целях статистического учета инвестиционной деятельности групп предприятий

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предусматривается, что в целях ведения уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти реестра групп предприятий держатели реестров акционеров акционерных обществ ежегодно до 5 июля обязаны представлять в указанный орган сведения, содержащие перечень акционеров и долей их участия в уставном капитале акционерных обществ. Состав сведений и порядок их предоставления будет определяться Правительством Российской Федерации в правилах ведения реестра групп предприятий.

Юридические лица, указанные в реестре групп предприятий в качестве их головных организаций, должны будут предоставлять первичные статистические данные об инвестиционной деятельности в отношении юр. лиц, входящих в такие группы, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, который будет определять состав таких сведений и критерии отнесения юридических лиц к группам предприятий и к их головным организациям.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по корпоративным отноше-ниям

 

1120950-7
О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части выполнения обязательств Российской Федерации по допуску филиалов иностранных юридических лиц государств - членов ВТО к осуществлению страховой деятельности на территории Российской Федерации)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предлагается наделить иностранные страховые организации статусом страховщика наравне со страховыми организациями и обществами взаимного страхования РФ и установить:

- требования к наличию у иностранной страховой организации юридического и фактического адреса на территории одного и того же члена ВТО, права на осуществление страховой деятельности на территории члена ВТО, опыту страховой деятельности иностранной страховой организации, а также к сумме ее активов;

- требования к лицензированию деятельности иностранного страховщика - разработан механизм лицензирования деятельности иностранной страховой организации на территории Российской Федерации и аккредитация созданного ею филиала Банком России посредством "одного окна";

- ограничение деятельности иностранной страховой организации на территории РФ добровольными видами страхования, перестрахованием, а также обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

- запрет для иностранных страховых организаций на заключение отдельных видов договоров страхования, аналогичный действующему запрету в отношении дочерних обществ иностранных страховых организаций;

- требования к отдельной капитализации (гарантийному депозиту) филиала иностранной страховой организации - минимальный размер гарантийного депозита филиала иностранной страховой организации должен соответствовать минимальному размеру уставного капитала страховых организаций, установленному законодательством об организации страхового дела в РФ. Устанавливается размер, форма, порядок внесения иностранной страховой организацией средств гарантийного депозита на специальный банковский счет, владелец специального банковского счета, требования к кредитным организациям, в которых может быть открыт указанный счет, режим использования специального банковского счета, основания для пополнения (уменьшения) гарантийного депозита, порядок и сроки осуществления операций по пополнению, расходованию, возврату средств гарантийного депозита;

- требования к суммарной величине минимальных размеров гарантийных депозитов филиалов иностранных страховых организаций при расчете размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций - иностранной страховой организации может быть отказано в создании филиала в случае превышения 50% размера указанной квоты;

- обязательность соглашения об информационном обмене между органом страхового надзора и соответствующим контрольным органом страны, где учреждена иностранная страховая организация;

- иные особенности коммерческого присутствия на территории РФ иностранных страховых организаций, в частности, требования к квалификации и деловой репутации лиц, осуществляющих в филиале иностранной страховой организации определенные функции, информационным обязанностям иностранной страховой организации, системе ее внутреннего контроля на территории РФ, внутреннему аудиту, членству иностранной страховой организации в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей страховые организации.

Иностранная страховая организация вправе по договорам страхования, заключенным на территории РФ через филиал, формировать страховые резервы, определять тарифную политику (за исключением определения страховых тарифов по обязательным видам страхования), инвестировать средства страховых резервов в порядке, предусмотренном национальным законодательством страны, в которой учреждена иностранная страховая организация.

 

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по страховой деятельности

1115663-7
О семеноводстве

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона устанавливаются обязательные требования при обороте семян сельскохозяйственных растений и деятельности, связанной с таким оборотом, в том числе наличие документов при ввозе на территорию Российской Федерации; соответствие показателям качества; к использованию, производству, реализации, транспортировки и хранению, а также выдачи удостоверения о качестве семян сельскохозяйственных растений.

На территории РФ не допускается оборот семян сортов или гибридов, не прошедших испытания в различных почвенно-климатических зонах и  сведения о которых не внесены в Государственный реестр, за исключением сортов и гибридов сельскохозяйственных растений которые не вошли в перечень родов и видов сельскохозяйственных растений.

За внесение сведений о сорте или гибриде в Государственный реестр взимается пошлина.

Россельхознадзор наделяется полномочиями по организации проведения оценки посевов (посадок), семян сельскохозяйственных растений, касающейся наличия в посевах сельскохозяйственных растений и семенах сельскохозяйственных растений генно-инженерно-модифицированных организмов при проведении федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводстве в отношении семян сельскохозяйственных растений.

Россельхознадзор осуществляет досмотр, осмотр партий семян с отбором проб и (или) образцов для проведения лабораторных исследований в целях определения их соответствия (несоответствия) информации, указанной в сопроводительных документах.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по агропромышленному комплексу

1116605-7
Об ограничении выбросов парниковых газов

Правительство Российской Федерации

Законопроектом предлагается установить основы правового регулирования отношений в сфере экономической деятельности, которая осуществляется на территории Российской Федерации и сопровождается выбросами парниковых газов. Регулируемые организации будут ежегодно представлять отчеты о выбросах парниковых газов в уполномоченный ФОИВ в порядке, сроки и по форме, устанавливаемые Правительством РФ.

Предусматривается, в частности:

- принципы ограничения выбросов парниковых газов;

- меры по ограничению выбросов парниковых газов (включают в себя: государственный учет выбросов парниковых газов; установление целевого показателя сокращения выбросов парниковых газов в масштабе экономики Российской Федерации; ведение кадастра парниковых газов и реестра углеродных единиц; установление критериев отнесения проектов к климатическим проектам и порядка верификации результатов их реализации; поддержка деятельности по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения);

- права и обязанности юр. лиц и индивидуальных предпринимателей в области ограничения выбросов парниковых газов. Кроме того, юр. лицам и физ. лицам предоставляется право реализации климатических проектов. Поддержка деятельности по реализации климатических проектов будет включать в себя применение мер стимулирующего характера, предусмотренных законодательством РФ. В целях уменьшения углеродного следа владелец углеродных единиц вправе будет принимать решение о зачете углеродных единиц;

- наделение Правительства РФ следующими полномочиями: утверждение порядка государственного учета выбросов парниковых газов и порядка ведения реестра выбросов парниковых газов; определение порядка представления регулируемыми организациями в уполномоченный ФОИВ отчетов о выбросах парниковых газов, формы таких отчетов и порядка проверки указанных отчетов уполномоченным ФОИВом;

- наделение ФОИВов, определяемых Правительством РФ, следующими полномочиями: прогнозирование выбросов парниковых газов и осуществление оценки достижения установленного целевого показателя сокращения выбросов парниковых газов с целью определения достаточности мер по ограничению выбросов парниковых газов; утверждение методики количественного определения объемов выбросов парниковых газов и их поглощения, содержащие в т.ч. расчетные и инструментальные (автоматические) методы определения объема выбросов парниковых газов; утверждение порядка подготовки кадастра парниковых газов и его структуры, а также ведение кадастра парниковых газов; осуществление иных полномочий, предусмотренных законопроектом, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

При установлении в государственных программах Российской Федерации показателей развития отраслей экономики и сфер государственного управления будет учитываться целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов для отраслей экономики.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по кли-матической политике и углеродному регулирова-нию

1112335-7
О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части, касающейся порядка предоставления права на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона  предусматривается совершенствование процедуры допуска медицинских и фармацевтических работников к профессиональной деятельности за счет перехода от подтверждения права на осуществление профессиональной деятельности свидетельством об аккредитации специалиста на бумажном носителе к записи сведений об успешном прохождении аккредитации специалиста в федеральном регистре медицинских работников единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения.

Предлагается оставить возможность выдачи свидетельств об аккредитации специалиста на бумажном носителе в порядке, утверждаемом Минздравом России.

 Исключается требование о соответствии образовательных программ, осваиваемых лицами, получающими право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности, федеральным государственным образовательным стандартам.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по индустрии здоровья

1121284-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части упразднения запретов деятельности в границах рыбоохранных зон)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона исключается один из видов зон с особыми условиями использования территорий – рыбоохранные зоны.

При этом определяется, что рыбоохранные зоны, установленные до 1 июля 2021 года, а также территория, на которой расположены леса, отнесенные до 1 июля 2021 года к нерестоохранным полосам лесов, и водный объект или часть водного объекта, к которому прилегают такие зоны и (или) территория, признаются до 1 января 2025 года рыбохозяйственными заповедными зонами.

Кроме того, вместо упраздняемой рыбоохранной зоны озера Байкал предусматривается создание рыбохозяйственной заповедной зоны озера Байкал.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре

 

3.     В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект законодательной инициативы

 

Примечание

1144919-7

О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в части эксплуатации зданий, сооружений и технических устройств на опасных производственных объектах

Проектом федерального закона предусматривается возможность продления сроков эксплуатации технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах по решению руководителя организации, эксплуатирующей опасный производственный объект (руководителем обособленного структурного подразделения такой организации), с учетом результатов проведения технического диагностирования технических устройств или обследования технического состояния зданий и сооружений.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по промыш-ленной безопасности

1147175-7

О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях введения типового проектирования в Российской Федерации

Проектом федерального закона предусматривается, что проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы по введенному в эксплуатацию объекту капитального строительства, может быть признана типовой документацией. Правительством РФ должны будут установлены порядок признания проектной документации типовой проектной документацией, критерии, которым должна соответствовать такая документация, срок ее применения, а также случаи ее обязательного использования.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комиссию РСПП по строитель-ству и жилищной политике

1153878-7

О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в части регулирования деятельности доверительного собственника (управляющего) иностранной структуры без образования юридического лица)

Проектом федерального закона вводятся понятия «доверительный собственник (управляющий) иностранной структуры без образования юридического лица» и «протектор». Устанавливаются требования для доверительных собственников (управляющих) проводить идентификацию клиентов, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенифициарных владельцев, а также принимать меры по замораживанию, блокированию денежных средств или иного имущества, организовывать внутренний контроль, фиксировать и хранить информацию о своих клиентах.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по собствен-ности и судебной системе

 

4.     Правоприменительная практика

 

7 апреля 2021 года Конституционный Суд РФ признал недопустимым двойное наказание за непредоставление документов в делах о банкротстве.

(подробнее)

 

9 апреля 2021 года Конституционный Суд РФ уточнил условия освобождения индивидуальных предпринимательниц от уплаты страховых взносов за отпуск по беременности и родам. 

(подробнее)

 

19 апреля 2021 года Конституционный Суд РФ заступился за нестационарные объекты торговли шаговой доступности.

(подробнее)

 

 

5.     События

12 апреля 2021 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Председателю Правительства РФ М.В.Мишустину обращение РСПП по вопросу продления сроков действия регистрационных удостоверений на медицинские изделия.

(подробнее)

14 апреля 2021 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил:

Председателю Правительства РФ М.В.Мишустину обращение РСПП в связи с подготовкой Минцифры России проекта указа Президента РФ «О мерах экономического характера по обеспечению технологической независимости и безопасности объектов критической информационной инфраструктуры»;

(подробнее)

Помощнику Президента Российской Федерации-начальнику Государственно-правового управления Президента Российской Федерации Л.И.Брычевой:

замечания и предложения Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре к проекту федерального закона № 997285-7 «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;

(подробнее)

замечания и предложения Комиссии РСПП по лесному хозяйству и лесопромышленному комплексу к проекту федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений»;

(подробнее)

Статс-секретарю-заместителю Министра транспорта РФ Д.С.Звереву замечания и предложения РСПП к проекту поправок Правительства РФ к проекту федерального закона № 1070119-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

(подробнее)

Заместителю Министра экономического развития РФ П.В.Крючковой обращение РСПП в связи с внесением Правительством РФ в Государственную Думу ФС РФ проекта федерального закона № 1129265-7 «О внесении изменений о внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»;

(подробнее)

Статс-секретарю-заместителю Министра финансов РФ А.В.Сазанову обращение РСПП в связи с подготовкой Минфином России проекта изменений в главы 25 и 26 Налогового кодекса РФ.

(подробнее)

16 апреля 2021 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил:

Председателю Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы ФС РФ С.А.Жигареву замечания и предложения РСПП к проекту федерального закона № 1100997-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»;

(подробнее)

Статс-секретарю-заместителю Министра экономического развития РФ А.И.Херсонцеву замечания и предложения РСПП к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 5 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

(подробнее)

19 апреля 2020 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Помощнику Президента Российской Федерации-начальнику Государственно-правового управления Президента Российской Федерации Л.И.Брычевой обращение РСПП по итогам рассмотрения проекта федерального закона «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

(подробнее)