ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА за период с 17 по 28 июня 2019г.

LOG_RSPPОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

(информация за период с 17 по 28 июня 2019г.)

 

1.             Федеральные законы, подписанные Президентом РФ.

 

2.                                 Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:

- в третьем чтении;

- во втором чтении;

- в первом чтении.

 

3.         Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.

 

4.       Правоприменительная практика.

 

5.         События.

 

1.       Президентом Российской Федерации в период с 17 по 28 июня 2019 г. подписаны следующие

федеральные законы:

 

Федеральный закон от 27 июня 2019 г. № 152-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

(подробнее)

Федеральным законом для производителей, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса:

- снижается с 3 млрд. до 750 млн. руб. минимальный объем инвестиций в инвестиционный проект, реализуемый в соответствии с заключенным ими специальным инвестиционным контрактом с Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием, в целях получения производителями статуса единственного поставщика;

- предусматривается, что если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в т.ч. скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, в любом случае обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены;

- уточняется, что в случае проведения электронного аукциона его участником, предложившим наиболее низкую цену контракта, признается лицо, предложившее наиболее низкую сумму цен единиц товаров, работ;

- предусматривается, что извещение о проведении запроса котировок (как в бумажной, так и в электронной форме) должно будет содержать указание о размере аванса.

 

2.       Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:

 

2.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной

инициативы

Краткое содержание

567405-7
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и приостановлении действия отдельных положений статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части регулирования вопросов административной ответственности в сфере государственного оборонного заказа)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона:

- усиливается административная ответственность должностных лиц за принятие решения о размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, предусмотрев, что совершение указанных деяний влечет наложение штрафа в размере 100 тыс. руб.;

- усиливается административная ответственность за изменение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, если такая возможность не предусмотрена законодательством о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрев, что совершение указанных деяний влечет наложение штрафа: на должностных лиц – в размере 50 тыс. руб., на юр. лиц – в размере 500 тыс. руб.;

- устанавливается, что за указанные действия, если они повлекли дополнительное расходование средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации  или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, влекут наложение штрафа на должностных лиц, юр. лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации  или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения;

- приостанавливается до 1 июля 2020 г. действие норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов водителями или кондукторами в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте, а также расчетов за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций).

679903-7
О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения деятельности негосударственных пенсионных фондов

Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, И.Б.Дивинский и др.

Проектом федерального закона для негосударственных пенсионных фондов исключается возможность отнесения в состав расходов по налогу на прибыль суммы, направленные из собственных средств на восполнение пенсионных накоплений/пенсионных резервов в случае их уменьшения (недополучения дохода) в результате заключения сделок на условиях, отличных от наилучших доступных (в т.ч. соотношения риска и ожидаемой доходности) на момент заключения сделки.

635570-7
О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (в целях повышения эффективности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона:

- уточняются и упорядочиваются состав, полномочия и задачи органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также условия установления и порядок принятия решений об установлении уровней реагирования на чрезвычайные ситуации;

- уточняются полномочия Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и задачи аварийно-спасательных служб, в т.ч. в части планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- функции председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возлагаются на высших должностных лиц субъектов РФ и глав местных администраций соответственно;

- уточняются некоторые полномочия Правительства РФ в целях законодательного обеспечения разработки обязательных для выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предъявляемых к критически важным объектам и потенциально опасным объектам;

- в целях урегулирования вопросов, связанных с разработкой механизма оперативной выплаты пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций гражданам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации единовременной материальной и финансовой помощи и (или) единовременных пособий, выплата которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, и последующего возмещения субъектам Российской Федерации указанных расходов из федерального бюджета, предусматривается право органов государственной власти субъектов РФ осуществлять расходы, связанные с реализацией мероприятий, направленных на оказание указанной помощи гражданам РФ в случаях ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера;

-  уточняется, что транспортные средства профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, используемые для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, оборудуются устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов при наличии специальных цветографических схем на наружной поверхности в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ.

603192-7
О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования сферы платежных сервисов)

Депутаты Государственной Думы И.Б.Дивинский, А.Г.Аксаков и др.

Проектом федерального закона:

- вводятся понятия: «платежное приложение», «поставщик платежного приложения», «платежный агрегатор»;

- устанавливается, что оператор по переводу денежных средств (далее – оператор) вправе привлекать поставщика платежного приложения при обеспечении соответствия платежного приложения установленным Банком России требованиям к защите информации при осуществлении переводов денежных средств, а также не вправе предоставлять поставщику платежного приложения сведения об аналогах собственноручных подписей, кодах, паролях и иные сведения, используемые для удостоверения права клиента оператора по переводу денежных средств распоряжаться денежными средствами;

-  определяются обязанности оператора в случае привлечения поставщика платежного приложения;

- устанавливается, что Банк России ведет перечень поставщиков платежных приложений, в установленном им порядке, а операторы обязаны предоставлять ему необходимые для этого сведения, а также отчетность по операциям по переводу электронных денежных средств;

- определяются требования к привлечению банковского платежного агента (субагента) оператором, а также требования к привлечению платежного агрегатора оператором;

- предусматривается осуществление налоговыми органами Российской Федерации контроля за соблюдением банковскими платежными агентами (субагентами) обязанностей по сдаче оператору полученных от физических лиц наличных денежных средств для зачисления на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию банковскими платежными агентами (субагентами) указанных специальных банковских счетов для осуществления расчетов.

473002-7
О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О национальной платежной системе" (в части уточнения требований для операторов электронных денежных средств, а также привлекаемых ими организаций)

Депутат Государственной Думы В.М.Резник

Проектом федерального закона устанавливаются:

- обязанность операторов электронных денежных средств для осуществления внутрироссийских переводов электронных денег привлекать только российские организации. Положение не распространяется на случаи осуществления трансграничного перевода денежных средств;

- запрет для привлекаемых организаций на передачу информации о переводе электронных денежных средств, осуществляемом на территории Российской Федерации, на территорию иностранного государства или предоставление доступа к такой информации с территории иностранного государства, а также на одностороннее приостановление (прекращение) оказания услуг клиенту (кроме случаев осуществления трансграничного перевода денежных средств, а также, если передача указанной информации требуется для рассмотрения заявлений клиентов оператора электронных денежных средств, касающихся использования электронных средств платежа без согласия клиентов).

 

2.2. Законопроекты, принятые во втором чтении

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной

инициативы

Краткое содержание

596417-7
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части урегулирования порядка рассмотрения требований о защите прав и законных интересов группы лиц)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предлагается ввести в ГПК РФ новый правовой институт рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц, дополнив его новой главой, устанавливающей процессуальные права участников группы, требования к исковому заявлению, подаваемому в защиту прав и законных интересов группы лиц, порядок ведения дела о защите прав и законных интересов группы лиц, права лица, присоединившегося к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц, замены лица, которое ведет дело в интересах группы лиц, порядок рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц, подготовки дела о защите прав и законных интересов группы лиц к судебному разбирательству, порядок несения судебных расходов по делу о защите прав и законных интересов группы лиц, а также порядок рассмотрения судами данной категории дел.

Указанный правовой институт может быть применен судом общей юрисдикции при рассмотрении любых категорий гражданских дел (за исключением дел особого производства). При этом с иском в защиту прав и законных интересов группы лиц также могут обратиться органы, организации и не являющиеся членами группы лиц граждане в установленных федеральными законами случаях.

Также предлагается наделить должностных лиц органа государственного надзора в сфере защиты прав потребителей полномочиями обращаться в суд с заявлением в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

621437-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в части совершенствования порядка культивирования наркосодержащих растений

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона:

- разрешается культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, для производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ;

- предусматривается, что указанное культивирование, а также подлежащее государственному контролю в соответствии с международными договорами культивирование опийного мака в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ, осуществляется государственными унитарными предприятиями, имущество которых находится в федеральной собственности, производящими и перерабатывающими наркотические средства и психотропные вещества в соответствии с законом, при наличии у них соответствующей лицензии;

- для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым законом предоставлено право культивировать наркосодержащие растения, устанавливаются следующие обязанности:

принимать меры по уничтожению остатков посевов наркосодержащих растений, остатков наркотических средств и психотропных веществ, образующихся в процессе производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ, а также в процессе производства иной продукции из наркосодержащих растений;

ежегодно представлять отчеты о местоположении и площади земельных участков, использованных для культивирования наркосодержащих растений.

286313-7
О внесении изменения в Федеральный закон "О противодействии коррупции" в части защиты лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона:

- предусмотрена защита от ущемления прав и законных интересов лица, уведомившего о коррупционном правонарушении, в течение 2-х лет с даты регистрации уведомления о коррупционном правонарушении, а в случае участия указанного лица в уголовном судопроизводстве также меры защиты, применяемые в соответствии с федеральными законами «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»;

закрепляются нормы, обеспечивающие конфиденциальность сведений, содержащихся в уведомлении лица, сообщившего о коррупционном правонарушении, возможность получения бесплатной юридической помощи, а также защиты от неправомерного увольнения, привлечения к дисциплинарной ответственности, а также ущемления прав и законных интересов указанного лица.

- устанавливается обязательность участия в рассмотрении вопросов о привлечении к ответственности указанных лиц комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов государственных органов, органов местного самоуправления и организаций или иных коллегиальных органов, уполномоченных на рассмотрение данных вопросов. В заседании такого коллегиального органа может принимать участие прокурор.

687104-7
О внесении изменения в статью 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (об уточнении административной ответственности лиц, являющихся декларантами, или лиц, информация о которых содержится в специальной декларации)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предлагается  распространить гарантии, предусмотренные Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и действующей редакцией статьи 14.1 КоАП РФ, на лиц, являющихся декларантами, или лиц, информация о которых содержится в специальной декларации, поданной в ходе третьего этапа декларирования.

Указанное освобождение от административной ответственности может быть применено только при одновременном соблюдении следующих условий:

- отсутствие у декларанта на дату представления декларации контролируемых иностранных компаний, контролирующим лицом которых он признается;

-  перевод всех денежных средств со счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, на счета (вклады) декларанта в кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление банковских операций, на дату представления декларации.

658644-7
О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О защите конкуренции" (в части расширения случаев допустимости соглашений)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона Правительство РФ наделяется полномочиями, на основании предложений ФАС России, определять случаи допустимости соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов-конкурентов между собой и с органами государственной власти и местного самоуправления, если такими соглашениями и согласованными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких соглашений и согласованных действий, а также если их результатом является или может являться: совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке; получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате соглашений и согласованных действий.

 

2.3. Законопроекты, принятые в первом чтении

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной инициативы

Краткое содержание

Примечание

649460-7
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления мер ответственности за нарушение требований по оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля и по предоставлению в государственные органы информации, полученной с использованием таких систем

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона устанавливается административную ответственность:

- за невыполнение или несвоевременное выполнение требований по оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ автоматическими средствами измерения на основании программы создания системы автоматического контроля, разработанной в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, или требований к эксплуатации системы автоматического контроля – в виде штрафа: для должностных лиц – в размере от 20 тыс. до 40 тыс. руб.; для юр. лиц – от 100 тыс. до 200 тыс. руб.;

- за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по предоставлению в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, информации о показателях выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, полученной с использованием систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, – в виде штрафа: для должностных лиц – в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; для юр. лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Повторное совершение указанного деяния будет наказываться строже;

- за предоставление в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, недостоверной информации о показателях выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, полученной с использованием систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, – в виде штрафа: для должностных лиц – в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб.; для юр. лиц – от 100 тыс. до 200 тыс. руб. Повторное совершение указанного деяния будет наказываться строже.

За указанные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юр. лица, несут административную ответственность как юр. лица.

Для подготовки позиции РСПП законо-проект направлен в  Комитет РСПП по экологии и природополь-зованию

685368-7
О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и в статьи 15 и 26 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части регулирования деятельности страховых посредников)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона устанавливаются:

- запрет для страховых агентов, страховых брокеров (далее – «страховые посредники») на подписание договора страхования в виде электронного документа и получение страховым посредником от страхователя страховой премии (страхового взноса);

- запрет для страховщика признавать договор страхования в виде электронного документа недействительным или незаключенным из-за нарушения страховым посредником условий, предусмотренных законопроектом;

- процедура волеизъявления страхователя на заключение договора страхования в электронном виде при использовании информационных ресурсов страхового посредника, регламентирующая соблюдение в совокупности ряда условий, в т.ч. вид электронной подписи страхователя;

- требования к программному обеспечению и сайту страхового посредника в сети «Интернет», которые должны в том числе обеспечивать автоматизированное создание и отправку информации в информационную систему страховщика, соответствовать требованиям к программному обеспечению и порядку доступа к информационной системе страховщика, установленным страховщиком;

- требования к размещению страховщиком технических средств информационных систем на территории РФ, а также осуществлению страховщиком внутреннего контроля в части защиты информации в отношении страховых операций, в т.ч. при электронном документообороте между сторонами договора страхования при участии страхового посредника;

- предоставление профессиональному объединению страховщиков права определять порядок обмена информацией в электронной форме между страхователем, страховым посредником и страховщиком при заключении полисов ОСАГО в правилах профессиональной деятельности при соблюдении положений законопроекта.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по страховой деятельности

642244-7
О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (об отдельных вопросах налогообложения)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона:

- исключаются из состава облагаемых налогом на прибыль организаций доходов предприятий оборонно-промышленного комплекса и необходимость отражения в составе безнадежных долгов уполномоченных банков для целей налога на прибыль организаций сумм денежных обязательств указанных предприятий перед уполномоченными банками, прекращаемых на основании акта Правительства РФ;

- признаются для целей налога на прибыль организаций все суммы убытка (без ограничения), полученной уполномоченными банками при уступке прав требования по выданным предприятиям оборонно-промышленного комплекса кредитам от одного уполномоченного банка к другому уполномоченному банку, а также при уступке прав требований в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка;

- исключается из объектов обложения НДС безвозмездная передача в казну РФ недвижимого имущества;

- субъекты РФ наделяются правом установления налоговой ставки 0% по налогу на прибыль организаций для региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. В случае принятия субъектом РФ такого решения ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0%. Указанные ставки будут применяться к прибыли регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Также предусматривается освобождение от обложения НДС операций по реализации услуг указанными организациями.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по оборонно-промышлен-ному комплексу

658641-7
О внесении изменений в статью 23-1 Федерального закона "Об электроэнергетике" (в части исключения права регулирующего органа субъекта Российской Федерации превышать установленные предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предусматривается исключение права регулирующего органа субъекта РФ превышать установленные предельные максимальный и (или) минимальный уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Изменение уровня соответствующих цен (тарифов) возможно в случае установления предельных уровней таких цен (тарифов) федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен

в Комиссию РСПП по электроэнергетике  

617867-7
О совершении сделок с использованием электронной платформы

Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, И.Б.Дивинский и др.; Член Совета Федерации Н.А.Журавлев

Проектом федерального закона:

- определяются правовые основы деятельности электронных платформ и регулирование отношений, возникающих при совершении сделок с использованием таких платформ;

- вводятся понятия «электронная платформа» «оператор электронной платформы», «потребитель финансовых услуг», «сделки, совершаемые с использованием электронной платформы» и др.;

- предусматривается, что правила электронной платформы утверждаются оператором и подлежат регистрации в Банке России;

- устанавливается, что расчеты по сделкам, совершаемым с использованием электронной платформы, осуществляются с использованием специального счета, открытого оператору электронной платформы, или, если это предусмотрено правилами электронной платформы, - с использованием сервиса быстрых платежей;

- закрепляется обязанность оператора электронной платформы обеспечить конфиденциальность информации о сделках, совершаемых с использованием электронной платформы, сведений, предоставляемых участниками электронной платформы, а также информации об операциях по специальному счету;

- устанавливаются требования к оператору электронной платформы;

- устанавливается, что Банк России ведет реестр операторов электронных платформ, информацию о включении или исключении сведений об операторе Банк России размещает на своем официальном сайте не позднее 3-х рабочих дней с момента принятия соответствующего решения, а также осуществляет надзор за их деятельностью.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию  РСПП по банкам и банковской деятельности

716663-7
О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (в части совершенствования правового регулирования обращения с отходами I-II классов опасности)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального  закона предусмотрено создание федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, соблюдение которой будет обязательным условием для всех участников обращения с такими отходами, а также определение федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности (федеральный оператор), уполномоченного обеспечивать и осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности на всех стадиях их жизненного цикла. Федеральный оператор в соответствии с законопроектом утверждается Правительством РФ по предложению Госкорпорации "Росатом".

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по экологии и природополь-зованию

717365-7
О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предусматривается проведение эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух (далее – выбросы) на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха (далее – сводные расчеты).

Эксперимент будет проводиться в целях обеспечения снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха в отдельных городских поселениях и городских округах (в т.ч. с внутригородским делением).

Территорию эксперимента составляют территории 12-ти городских поселений: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита.

Срок проведения эксперимента: с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года.

Определяются полномочия Правительства Российской Федерации, Минприроды России, Росприроднадзора, Роспотребнадзора, органов государственной власти субъекта РФ по вопросам проведения эксперимента. Предусматривается создание межведомственного совета по проведению эксперимента при Минприроды России.

Сводные расчеты суммируют выбросы всех предприятий и автотранспорта населенного пункта и позволяют рассчитать уровень загрязнения атмосферного воздуха по заданным загрязняющим веществам в определенных точках города.

При проведении сводных расчетов территория города "покрывается" расчетной сеткой, в "узлах" которой осуществляется расчет концентрации загрязняющего вещества с использованием методов расчетов рассеивания выбросов на основании данных о выбросах всех предприятий и автотранспорта города.

Для проведения эксперимента по квотированию выбросов законопроектом предусмотрена следующая последовательность действий:

1) Росприроднадзор организует проведение сводных расчетов на территории эксперимента и запрашивает необходимые сведения по выбросам у субъектов хозяйственной деятельности. По итогам сводных расчетов Росприроднадзор утверждает заключение о проведении сводных расчетов, которое содержит, в т.ч., перечень загрязняющих веществ, по которым выявлено превышение нормативов и перечень источников выбросов, влияющих на превышение нормативов качества атмосферного воздуха.

2) На основании сводных расчетов:

- Роспотребнадзор осуществляет расчет и оценку риска для здоровья человека, по результатам которых определяется перечень приоритетных загрязняющих веществ, подлежащих квотированию;

- Росприроднадзор с учетом предложений Роспотребнадзора и органа власти субъекта Российской Федерации утверждает перечень квотируемых объектов (промышленные предприятия, объекты коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры).

3) Росприроднадзор с учетом предложений органа власти субъекта Российской Федерации определяет для квотируемых объектов допустимые вклады концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по экологии и природополь-зованию

687768-7
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения объектов государственной экологической экспертизы на Байкальской природной территории в целях упрощения строительства и реконструкции объектов социального назначения

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона уточняются объекты государственной экологической экспертизы, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на Байкальской природной территории, исключив из объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня проектную документацию объектов социального назначения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, не относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I и II категории, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах населенных пунктов, находящихся в границах буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории за пределами особо охраняемых природных территорий.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по экологии и природополь-зованию

642056-7
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с усилением административной ответственности за нарушения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предлагается установить административную ответственность:

- за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, - в виде штрафа: для граждан - в размере от 3 тыс.
до 5 тыс. руб., для должностных лиц - от 10 тыс. до 15 тыс. руб., для юр. лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. руб.;

- за территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства - в виде штрафа: для граждан - в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб., для должностных лиц - от 8 тыс. до 10 тыс. руб., для юр. лиц - от 50 тыс.
до 100 тыс. руб.

Составление протоколов о вышеперечисленных правонарушениях и рассмотрение дел указанной категории будет отнесено к компетенции Росрыболовства. При этом аналогичные полномочия в отношении правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях федерального значения, будут предоставлены Росприроднадзору.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по экологии и природополь-зованию

 

3.    В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект законодательной инициативы

 

Примечание

733447-7

О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств

Проектом федерального закона устанавливаются правовые основы для либерализации режима счетов (вкладов) резидентов, открытых в банках за пределами территории РФ, и отмены обязательности репатриации экспортной выручки в валюте РФ при осуществлении внешнеторговых расчетов между резидентами и нерезидентами. Предусматривается возможность зачисления на счета физических лиц-резидентов, открытых в банках, расположенных на территории стран ОЭСР или ФАТФ, денежных средств в порядке возврата суммы денежных средств, ранее переданных таким физическим лицом в доверительное управление доверительному управляющему. Расширяется перечень разрешенных валютных операций между резидентами случаями перевода физическими лицами-резидентами иностранной валюты со своих вкладов, открытых в уполномоченных банках, в оплату за переданные им товары, выполненные работы,  оказанные услуги, переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности физическими лицами-резидентами, срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней и которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юр.лица в соответствии с законодательством иностранного государства своего пребывания, на их счета (во вклады), открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по интегра-ции, торгово-тамо-женной политике и ВТО

736450-7

О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части предоставления гарантий по выплате выходного пособия и сохранению среднего месячного заработка работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, в том числе из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Проектом федерального закона в статью 178 ТК РФ вносятся изменения, предусматривающие:

сохранение права работников, уволенных в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников, на выплату выходного пособия в размере среднемесячного заработка;

установление обязанности работодателя сохранить средний месячный заработок на период трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников за второй месяц после увольнения, а также при наличии решения органа службы занятости – за третий месяц после увольнения;

предоставление работодателю права выплатить при увольнении работника в связи с ликвидацией организации выходное пособие в размере двукратного среднемесячного заработка;

установление 15-дневного срока обращения работника, который не смог трудоустроиться в течение второго, третьего месяца после увольнения в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников, за получением среднемесячного заработка после окончания каждого периода трудоустройства.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по рынку труда и социальному партнерству

 

4.    Правоприменительная практика

 
25 июня 2019 года Верховный Суд РФ опубликовал Постановление  № 19 «О применении норм главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции».

(подробнее)

 

5.    События

17 июня 2019 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Первому заместителю Председателя Правительства РФ А.Г.Силуанову обращение РСПП по вопросу распространения действия положений пункта 8 статьи 161 Налогового кодекса РФ на рафинированый свинец, полуфабрикаты свинцовые и его сплавы.

(подробнее)

 

19 июня 2019 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Заместителю Председателя Правительства РФ Д.Н.Козаку предложения РСПП в связи с формированием протокола по итогам совещания по вопросу подготовки проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о санитарно-защитных зонах и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

(подробнее)

20 июня 2019 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил:

Заместителю Министра труда и социальной защиты РФ В.Л.Вуколову замечания РСПП к проекту доклада в Правительство РФ по вопросу внесения изменений в Трудовой кодекс РФ, предусматривающих право работника в возрасте до 40 лет и старше на освобождение от работы на один рабочий день с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка при прохождении диспансеризации;

(подробнее)

Председателю Верховного Суда РФ В.М.Лебедеву обращение РСПП в связи с подготовкой обновленного постановления Пленума ВС РФ «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»;

(подробнее)

Первому заместителю Председателя Правительства РФ А.Г.Силуанову обращение РСПП по вопросу формирования мер государственной поддержки строительства средне- и малотоннажных судов рыбопромыслового флота;

(подробнее)

Заместителю Министра экономического развития РФ С.В.Шипову замечания и предложения РСПП к проекту федерального закона «Об обязательных требованиях».

(подробнее)

 

24 июня 2019 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил в Правительство РФ обращение РСПП в связи с подготовкой проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации».

(подробнее)

28 июня 2019 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Министру природных ресурсов и экологии РФ Д.Н. Кобылкину Позицию РСПП по проекту федерального закона № 717365-7 «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».

(подробнее)