ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА за период с 14 по 24 января 2020г.

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

(информация за период с 14 по 24 января 2020г.)

 

 

1.                                       Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:

- в третьем чтении;

- во втором чтении;

- в первом чтении.

 

2.          Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.

 

3.        Правоприменительная практика

 

4.          События.

 

 

1.        Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:

 

1.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной

инициативы

Краткое содержание

785133-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в части установления порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предлагается ввести механизм учета граждан РФ, относящихся к коренным малочисленным народам, возложив его на Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН России).

ФАДН России на основе сведений учета формирует список лиц, относящихся к малочисленным народам. Учет будет осуществляться на основании заявлений лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, а также сведений, представленных органами государственной власти, органами местного самоуправления и общинами коренных малочисленных народов РФ. Форма заявления, порядок представления заявителем документов, в т.ч. в форме электронных документов с использованием портала «Госуслуги» устанавливается ФАДН России. В случае отсутствия оснований для отказа в учете заявителя, ФАДН России вносит сведения в список и уведомляет об этом заявителя не позднее чем через 30 дней со дня предоставления документов заявителем, а в случае выявления оснований для отказа в этот же срок уведомляет о нем заявителя.

Предлагается введение механизма подтверждения соответствия лица признакам коренных малочисленных народов: в целях подтверждения этих сведений ФАДН России будет вправе запрашивать и получать от ФОИВов, органов местного самоуправления и общин коренных малочисленных народов РФ информацию, основанную на данных, которыми указанные органы располагают в связи с реализацией уже возложенных на них полномочий.

Порядок ведения списка, предоставления содержащихся в нем сведений органам государственной власти, органам местного самоуправления и государственным внебюджетным фондам, а также осуществляемого в связи с ведением списка взаимодействия ФОИВов, органов местного самоуправления с ФАДН России определяется Правительством РФ.

809074-7
О внесении изменений в статью 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части порядка утверждения типовых дополнительных профессиональных программ антикоррупционной направленности)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предусмотрено утверждение типовых дополнительных профессиональных программ по вопросам противодействия коррупции федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы.

804694-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О центральном депозитарии" (в части изменения порядка формирования комитета пользователей услуг центрального депозитария и установления отложенного периода вступления в силу не одобренных им решений)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона:

- предусматривается необходимость согласования с ФАС России дополнительных требований к порядку формирования комитета пользователей услуг центрального депозитария, определяемых Банком России;

- устанавливается, что в случае неодобрения комитетом пользователей внутреннего документа центрального депозитария, предусматривающего тарифы на услуги центрального депозитария, такой документ вступает в силу не ранее чем через 6 месяцев со дня его утверждения решением наблюдательного совета центрального депозитария.

 

1.2. Законопроекты, принятые во втором чтении

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной

инициативы

Краткое содержание

837128-7
О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (в связи с принятием Федерального закона о расширении территории проведения эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»)

Депутаты Государственной Думы А.М.Макаров, В.В.Бузилов и др.

Проектом федерального закона предусматривается внесение в Налоговый кодекс РФ изменений в части уточнения ссылок на Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" в связи с изменением наименования указанного Федерального закона. Кроме того, предлагается сократить отчетность, представляемую организациями в налоговые органы, установив, что сведения о среднесписочной численности работников представляются в налоговые органы в составе расчета по страховым взносам за очередной расчетный период.

749021-7
О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (об освобождении от вывозных таможенных пошлин нефти, вывозимой и иными лицами)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона вносится изменение в подпункт 7 пункта 1 статьи 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" в части распространения льготы по уплате вывозной таможенной пошлины не только на организацию - пользователя недр, но также и на иных лиц, осуществляющих вывоз нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь, получаемую вследствие технологических особенностей транспортировки нефти сырой и стабильного газового конденсата трубопроводным транспортом) при наличии соответствующего письменного подтверждения организации, отвечающей условиям, установленным пунктом 1 статьи 33343 Налогового кодекса РФ, о выполнении в отношении участка недр, в результате деятельности по добыче углеводородного сырья на котором получены (произведены) соответствующие товары, планируемые к вывозу из Российской Федерации, установленных условий.

 

1.3. Законопроекты, принятые в первом чтении

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной инициативы

Краткое содержание

Примечание

842639-7
О внесении изменений в статью 333-33 Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения объектов налогообложения при регистрации судов в Российском международном реестре судов и в Российском открытом реестре судов

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона уточняется порядок определения налоговой базы по госпошлине, взимаемой за регистрацию судов в Российском международном реестре судов, а также за ежегодное подтверждение такой регистрации и распространение применения этих пошлин на Российский открытый реестр судов (в котором регистрируются суда, принадлежащие резидентам специальных административных районов на территориях Калининградской области и Приморского края):

- за регистрацию в одном из указанных реестров самоходного судна с главным двигателем мощностью не менее 55 киловатт и валовой вместимостью до 3 тыс. единиц включительно или несамоходного судна валовой вместимостью от 80 до 3 тыс. единиц включительно при регистрации судна в Российском международном реестре судов либо судна валовой вместимостью до 3 тыс. единиц включительно при его регистрации в Российском открытом реестре судов (действует – за регистрацию судна в Российском международном реестре судов при валовой вместимости судна от 80 единиц валовой вместимости до 3 тыс. единиц валовой вместимости включительно) – 85 тыс. руб. плюс 9,4 руб. за каждую единицу валовой вместимости;

- за ежегодное подтверждение регистрации в одном из указанных реестров самоходного судна с главным двигателем мощностью не менее 55 киловатт и валовой вместимостью до 8 тыс. единиц включительно или несамоходного судна валовой вместимостью от 80 до 8 тыс. единиц включительно при ежегодном подтверждении регистрации судна в Российском международном реестре судов либо судна валовой вместимостью до 8 тыс. единиц включительно при ежегодном подтверждении его регистрации в Российском открытом реестре судов (действует – за ежегодное подтверждение регистрации судна в Российском международном реестре судов при валовой вместимости судна от 80 единиц валовой вместимости до 8 тыс. единиц валовой вместимости включительно) – 25 тыс. руб. плюс 22,4 руб. за каждую единицу валовой вместимости.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по транспорту и транспорт-ной инфраструктуре

804310-7
О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в статью 56 Воздушного кодекса Российской Федерации и статью 14 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (о продлении срока для заключения с иностранным гражданином трудового договора для замещения должности командира гражданского воздушного судна)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона увеличивается срок, в течение которого с иностранным гражданином может быть заключен трудовой договор для замещения им должности командира гражданского воздушного судна, – с 5-ти до 10-ти лет со дня вступления в силу Федерального закона от 20 апреля 2014 г. № 73-ФЗ «О внесении изменений в статью 56 Воздушного кодекса Российской Федерации и статью 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по транспорту и транспорт-ной инфраструктуре

811008-7
О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части исключения мер поддержки производства электрической энергии с использованием торфа в качестве топлива

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предусматривается исключение из текста Федерального закона "Об электроэнергетике" указаний на возможность применения к генерирующим объектам, функционирующим на розничных рынках электрической энергии и мощности на основе использования торфа, мер поддержки, аналогичных мерам, предусмотренным для объектов по производству электрической энергии на базе возобновляемых источников энергии.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по электроэнергетике

850841-7
О внесении изменений в статьи 2 и 9 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (в части определения зоны безопасности объекта топливно-энергетического комплекса)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона основные понятия, используемые Федеральным законом "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", дополняются новым понятием - "зона безопасности объекта топливно-энергетического комплекса".

 Правительство РФ наделяется  полномочиями по определению отдельных объектов топливно-энергетического комплекса, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности, а также особенностей обеспечения и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса в зоне безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, включая связанные с такими особенностями меры по обеспечению особого режима защиты от актов незаконного вмешательства.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по энергетической политике и энергоэффективности

781847-7
О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования добычи попутных полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона вносятся изменения в статью 19.1 Закона РФ "О недрах", предусмотрев возможность пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу углеводородного сырья или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, осуществлять на основании утвержденного технического проекта в границах предоставленных им горных отводов добычу полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, извлечение которых связано с разработкой месторождений углеводородного сырья, и извлекаемых при разработке месторождений углеводородного сырья, включая добычу полезных ископаемых из попутных вод и вод, использованных для собственных производственных и технологических нужд.

В статью 2.1 Закона РФ "О недрах" вносятся изменения в части отнесения к участкам недр федерального значения только участков, содержащих коренные (рудные) месторождения лития, для цели исключения из участков недр федерального значения месторождений лития в растворенном виде в подземных водах.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по нефтегазовой промыш-ленности

 

2.        В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект законодательной инициативы

 

Примечание

877880-7

О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования турагентской деятельности)

Проектом федерального закона предлагается введение единого федерального реестра турагентов (далее - реестр). Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте в реестр турагентов осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов. Закрепляется обязанность туроператора по внесению информации об изменении или досрочном прекращении договора с турагентом, а также о прекращении полномочий турагента на передачу исполнения поручения субагентам, путем внесения соответствующей отметки в личном кабинете туроператора в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента наступления указанных событий. Прекращение полномочий турагента влечет за собой прекращение полномочий субагентов, с которыми были заключены договоры в целях передачи исполнения поручения туроператора на продвижение и реализацию турпродукта.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комиссию РСПП по  турист-ской индустрии

 

 

 

 

3.        Правоприменительная практика

 

 

Верховный Суд РФ опубликовал:

 Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4.

В обзоре приводится примеры судебной практики по рассмотрению гражданских дел, дел о рассмотрении экономических споров, административных и уголовных дел, практике рассмотрения дел по спорам, возникающим из социальных, трудовых и пенсионных отношений. Даются разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике. Освещаются вопросы практики международных договорных органов;

(подробнее)

Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах.

(подробнее)

 

 

4.        События

 

15 января  2020 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Заместителю Министра экономического развития РФ С.В.Шипову заключение РСПП об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 264 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в целях мотивации организаций к участию в подготовке высококвалифицированных кадров».

(подробнее)

16 января 2020 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по государственному строительству и законодательству П.В.Крашенинникову замечания и предложения РСПП к проекту федерального закона № 848392-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий».

(подробнее)

20 января  2020 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Председателю Государственной Думы ФС РФ В.В.Володину замечания и предложения РСПП к проекту федерального закона № 814739-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственной кадастровой оценки».

(подробнее)

21 января  2020 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Председателю Правительства РФ М.В.Мишустину предложения РСПП по вовлечению промышленных отходов, в том числе золошлаковых отходов, в экономический оборот.

(подробнее)

22 января 2019 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по финансовому рынку А.Г.Аксакову замечания и предложения РСПП к проектам федеральных законов «О внесении изменений в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части осуществления учета прав на доли и ведения списка участников общества регистратором).

(подробнее)