Обзор законодательства за период с 7 по 21 апреля 2014 года

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

(информация за период с 7 по 21 апреля 2014 г.)

 

1.                           Федеральные законы, подписанные Президентом РФ.

 

2.                  Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:

- во втором чтении;

- в первом чтении.

 

3.             Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.

 

4.        Правоприменительная практика.

 

5.                  События.

 

1.      Президентом Российской Федерации в период с 7 по 21 апреля 2014 г. подписаны следующие

федеральные законы:

 

 

Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений статью 23.2 Федерального закона «Об электроэнергетике»

(текст закона)

Федеральным законом устанавливается, что с 1 октября 2015 года размер включаемой в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 150 кВт, инвестиционной составляющей на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств не может составлять более чем 50 процентов от величины указанных расходов,  а с 1 октября 2017 года в состав платы за технологической присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 150 кВт, не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства – от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устрйств.

Расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства, не учитываемые в составе платы за технологическое присоединение энерегопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 150 кВт, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии.

 

 

Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. № 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

(текст закона)

Федеральным законом уточняются в целях налогообложения прибыли организаций методы списания в расходы стоимости материально-производственных запасов; закрепляется  возможность списания в налоговом учете стоимости малоценного имущества в течение более одного отчетного периода в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;  изменяется порядок учета убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа, а также порядок учета суммовых разниц по доходам и расходам, выраженным в иностранной валюте.

 

 

Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. № 80-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации»

(текст закона)

Федеральным законом Правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению исчерпывающего перечня (перечней) установленных законодательством о градостроительной деятельности решений и действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления и уполномоченных организаций с целью осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства с указанием предельной продолжительности процедур по принятию таких решений и совершению действий. В данные перечни с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) могут быть включены процедуры, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

 

 

Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. № 79-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс

Российской Федерации»

(текст закона)

Федеральным законом предусматривается возможность устанавливать два вида тарифов на пассажирские авиаперевозки: тарифы, учитывающие риски отказа пассажира от перевозки, и тарифы, из которых такие риски исключены (невозвратные тарифы). Пассажиру предлагается делать выбор заключения договора перевозки по возвратному тарифу, подстраховав себя на случай отказа от перевозки, либо купить билет по более дешевому невозвратному тарифу. Устанавливаются гарантии полного возврата уплаченной за перевозку суммы, при приобретении пассажиром билета по невозвратному тарифу, для случаев отказа от перевозки в связи с болезнью пассажира или следующего с ним члена семьи.

 

Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. № 75-ФЗ «О внесении изменений в отдельные закондательные акты

Российской Федерации по вопросу создания ведомственной охраны для обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»

 (текст закона)

Федеральным законом устанавливается, что охрана объектов топливно-энергетического комплекса, предназначенных для добычи, переработки, транспортировки, хранения продукции, поставляемой по государственному контракту, и имущества, необходимого для выполнения государственного контракта, принадлежащих на праве собственности организации - собственнику Единой системы газоснабжения и (или) ее дочерним обществам, либо стратегическому акционерному обществу, осуществляющему управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, и (или) акционерным обществам, более 50 процентов голосующих акций (долей в уставном капитале) которых находится в собственности этого стратегического акционерного общества или его дочерних обществ, либо стратегическому акционерному обществу, ведущему деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья, и (или) его дочерним обществам, обеспечивается ведомственной охраной, создаваемой соответственно организацией - собственником Единой системы газоснабжения, либо стратегическим акционерным обществом, осуществляющим управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, либо стратегическим акционерным обществом, ведущим деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья.

 

 

Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. № 73-ФЗ «О внесении изменений в статью 56 Воздушного кодекса

Российской Федерации и статью 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

(текст закона)

Федеральным законом снимается запрет на использование иностранных граждан в качестве членов экипажей воздушных судов. Максимальная численность иностранных граждан, которые могут быть приняты на работу, порядок распределения максимальной численности иностранных граждан между российскими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют коммерческие воздушные перевозки, выполняют авиационные работы, а также условия, при которых допускается заключение трудового договора с такими иностранными гражданами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

 2. Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:

 

 2.1. Законопроекты, принятые во втором чтении

 

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной

инициативы

Краткое содержание

 

370370-6
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона статья 7.32 КоАП РФ дополняется частью, устанавливающей административную ответственность заказчика за нарушение требований Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц».

В частности:

- осуществление закупки товаров, работ и услуг в иной форме, если такая закупка отдельными видами юридических лиц должна осуществляться путем проведения закупки в электронной форме, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до тридцати тыс. рублей; на юридических лиц в размере от 100 до 300 тыс. рублей;

- нарушение предусмотренных законодательством сроков размещения на официальном сайте в сети «Интернет» информации, размещение которой предусмотрено законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух до пяти тыс. рублей; на юридических лиц в размере от десяти до тридцати тыс. рублей;

- неразмещение указанной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти тыс. рублей; на юридических лиц в размере от 100 до 300 тыс. рублей;

- утверждение заказчиком документации о закупке, не соответствующей по составу требованиям, предусмотренным законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тыс. рублей; на юридических лиц в размере десяти тыс. рублей;

- отклонение заявок участников закупок по основанию и требованиям, которые не предусмотрены документацией о закупке, а также осуществление оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тыс. рублей; на юридических лиц в размере 300 тыс. рублей;

- непредставление или несвоевременное представление сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до пятнадцати тыс. рублей; на юридических лиц в размере от тридцати до пятидесяти тыс. рублей;

- невыполнение заказчиком в установленный срок законного решения, предписания уполномоченного федерального органа исполнительной власти, его территориального органа об устранении нарушений законодательства РФ в сфере закупок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти тыс. рублей; на юридических лиц в размере от 300 до 500 тыс. рублей.

Одновременно закрепляется право ФАС России рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими статьями КоАП РФ.

 

2.2. Законопроекты, принятые в первом чтении

 

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной инициативы

Краткое содержание

Примечание

 

449133-6
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу распространения заведомо недостоверной информации о банках и публичных организациях

Депутаты Государственной Думы Н.В.Бурыкина, А.В.Митрофанов и др.

Проектом федерального закона предусматривается запрет на распространение заведомо недостоверных сведений, подрывающих репутацию и экономическую деятельность банков и иных кредитных организаций  в  печатных изданиях, аудио- или видео программах, вещании телепрограммы, радиоканала в составе соответственно телеканала, радиоканала, размещении в сети Интернет, демонстрации кинохроникальной программы, а также  при проведении собраний и встреч с гражданами, публичных дебатах и дискуссий, митингов, демонстраций, а также иных способов, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

 Контроль за распространением заведомо недостоверной  информации о деятельности банков или иных кредитных организаций регламентируется и контролируется Центральным банком Российской Федерации, который вместе с правоохранительными и иными органами обязан принимать меры по пресечению заведомо недостоверной информации, касающейся деятельности банков и иных кредитных организаций, предотвращению изготовления подложных и незаконных материалов и их изъятию, установления изготовителей таких материалов  и источники их оплаты.

     Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комиссию РСПП по банкам и банковской деятельности

 

477982-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе"

Депутаты Государственной Думы В.М.Резник, А.Г.Аксаков и др.

Проектом федерального закона устанавливается запрет для операторов платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры, расчетных центров, а также участников платежной на отказ в одностороннем порядке от оказания соответствующих услуг, необходимых для обеспечения бесперебойности осуществления переводов денежных средств, осуществляемых в рамках платежной системы, участникам платежной системы и их клиентам, за исключением случаев нарушения правил платежной системы, а также случаев, когда оказание соответствующих услуг должно быть остановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации. При осуществлении перевода денежных средств в рамках платежной системы операторами по переводу денежных средств, находящимися на территории Российской Федерации, должны привлекаться операционные центры и платежные клиринговые центры, которые соответствуют требованиям Федерального закона «О национальной платежной системе» и находятся на территории Российской Федерации.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссия РСПП по банкам и банковской деятельности

 

416458-6
О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуаль-ный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона  ужесточаются санкции статьи 260 УК РФ, предусмотренные за незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан.

Одновременно УК РФ дополняется новой статьей 191.1, предусматривающей ответственность за приобретение, хранение, перевозку, переработку в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, совершенные в крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере или организованной группой, либо лицом с использованием своего служебного положения.

Диспозиция пункта 1 статьи 8.25 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за нарушение правил заготовки древесины, дополняется новым составом правонарушения – приобретение, хранение, перевозка и сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины при отсутствии уголовно наказуемого деяния.

Предложения РСПП

 

453811-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (в части совершенствования администра-тивных процедур по предоставлению государственных услуг)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона исключается обязанность таможенных представителей предоставлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, пере-разрабатываемых и (или) используемых товарах и о совершенных таможенных операциях. Изменяется с ежеквартальной на полугодовую периодичность предоставления таможенными представителями отчетности об их деятельности в таможенный орган. Порядок представления указанной отчетности будет регламентирован приказом ФТС России. При включении лица в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, предусматриваются:

процедура отказа во внесении изменений в соответствующий реестр в случае, если заявителем вместе с заявлением о внесении изменений в реестр не представлены документы, подтверждающие заявленные сведения, либо в представленных документах расходятся сведения;

процедура отказа в возобновлении деятельности юридического лица в качестве лица, включенного в соответствующий реестр, при непредставлении документов, подтверждающих устранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления такой деятельности, а также при несоблюдении условий включения юридического лица в соответствующий реестр лиц.

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по интеграции, торгово-тамо-женной  политике и ВТО

 

427359-5
О внесении изменений в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации

Депутаты Государственной Думы М.В.Тарасенко, Б.В.Михалев и др.

Проектом федерального закона увольнение по инициативе работодателя руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа и соответствующей государственной инспекции труда. Вышестоящий выборный профсоюзный орган в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает вопрос увольнения представителя работников на предприятии и направляет работодателю свое согласие либо несогласие в письменной форме. В случае, если вышестоящий выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя об увольнении представителя работников на предприятии работодатель в течение трех дней направляет проект приказа, копии документов  в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда оценивает обоснованность решения вышестоящего выборного профсоюзного органа и направляет свое решение работодателю в течение семи рабочих дней со дня получения документов.

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по рынку труда и социальному партнерству

 

435711-6
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций

Правительство Российской Федерации

Проект федерального закона закрепляет право некоммерческих организаций иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах. Символика некоммерческих организаций должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав. Включение в наименования общероссийских общественных объединений официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается без специального разрешения, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по собственности

 

449127-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона расширяется сфера применения концессионного механизма, в частности предусматривается:

- возможность нахождения объектов концессионного соглашения на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления у государственных или муниципальных унитарных предприятий и бюджетных учреждений;

- перечень объектов, в отношении которых могут быть заключены соглашения, делается открытым;

- расширение перечня обязательных условий концессионного соглашения, в т.ч. путем дополнения его объемом валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации соглашения;

- возможность участия на стороне концедента нескольких лиц;

- преимущественное право выкупа концессионером объекта соглашения после окончания срока его действия при условии добросовестного исполнения таким концессионером условий соглашения.

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по по государственно-част-ному партнерству и инвестиционной политике

3.      В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект законодательной инициативы

 

Примечание

480685-6
О внесении изменений в статью 333-32.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части уточнения размеров государственной пошлины за внесение изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированный лекарственный препарат для ветеринарного применения)

Проектом федерального закона за внесение в документы, содержащиеся в досье на лекарственный препарат для ветеринарного применения, изменений:

- требующих проведения экспертизы лекарственного средства устанавливается пошлина в размере 50 000 рублей;

- не требующих проведения экспертизы лекарственного средства устанавливается пошлина в размере 2 600 рублей.

Правительство Российской Федерации

       Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комиссию РСПП по агропро-мышленному ком-плексу

501767-6
О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"

Проектом федерального закона устанавливает перечень операций, осуществление которых не может рассматриваться как нарушение кредитными организациями запрета на осуществление торговой деятельности. К таким операциям относятся продажа кредитными организациями:

- товаров, приобретенных с целью обеспечения своей деятельности;

- имущества, являющегося предметом залога при обращении на него  взыскания;

- имущества, полученного от заемщиков в качестве отступного в погашение ранее выданных кредитов;

- купля-продажа монет и банкнот в сувенирной упаковке.

Правительство Российской Федерации

        Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комиссию РСПП по банкам и банковской деятель-ности

501490-6
О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"

Проектом федерального закона устанавливается квота иностранного участия в совокупном уставном капитале кредитных организаций, действующих на территории РФ, в размере 50 процентов. Закрепляется перечень инвестиций, которые не будут включаться в расчет квоты. При достижении квоты Банк России:

-прекращает регистрацию кредитных организаций с иностранными инвестициями и выдачу им лицензий на осуществление банковских операций;

- налагает запрет на увеличение уставного капитала кредитной организации, имеющей лицензию на осуществление банковских операций, за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей) в пользу нерезидентов, если результатом указанных действий является превышение квоты.

Правительство Российской Федерации

         Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комиссию РСПП по банкам и банковской деятель-ности

 

4.      Правоприменительная практика

 

 

Высшим Арбитражным Судом РФ опубликовано постановление Пленума ВАС РФ «О свободе договора и ее пределах».

(подробнее)

 5.      События

 

 

8 апреля  2014 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Статс-секретарю-заместителю Министра экономического развития РФ О.В.Фомичеву заключение об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части упрощения проведения государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

(подробнее)

 

18 апреля 2014 года Президент РСПП А.Н.Шохин принял участие в совещании у Министра экологии и природных ресурсов РФ С.Е.Донского по вопросу о проекте поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий».

(подробнее)

 

21 апреля 2014 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам собственности С.А.Гаврилову предложения РСПП по внесению изменений и дополнений в проект федерального закона № 444365-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

 

(подробнее)