Обзор законодательства за период с 17 июня по 4 июля 2014 года

 


ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

(информация за период с с.)

 

1.           Федеральные законы, подписанные Президентом РФ.

 

2.                                   Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:

- в третьем чтении;

- в первом чтении.

 

3.      Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.

 

4.                Правоприменительная практика.

 

5.     События.

 

 

1.     Президентом Российской Федерации в период с 17 июня по 4 июля 2014 г. подписаны следующие

федеральные законы:

 

 

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

(текст закона)

Федеральным законом закрепляются правовые основы системы государственного стратегического планирования, состоящей из государственного прогнозирования, программно-целевого и территориального планирования и мониторинга реализации документов государственного стратегического планирования. В законопроекте регламентируются полномочия участников системы государственного стратегического планирования и определяется иерархия соответствующих документов.

 

 

 

 

 

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 189-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(текст закона)

Федеральным законом уточняется понятие пользователя кредитной истории; устанавливается порядок отражения в кредитной истории факта уступки прав требования по договору займа (кредита) новому кредитору и отражения соответствующих сведений в кредитной истории;  предусматривается включение в состав кредитной истории информации о полной стоимости кредита в соответствии с договором кредита (займа);  устанавливается порядок отражения в кредитной истории кредитования заемщика посредством выдачи ему кредитной карты с указанием одобренной суммы лимита; предоставляется право организациям, в пользу которых имеются вступившие в законную силу решения суда о взыскании задолженности по гражданско-правовым договорам, за исключением договоров кредита (займа), направлять в бюро кредитных историй информацию об указанных задолженностях; устанавливается обязанность микрофинансовых организаций и предоставляется право кредитным потребительским кооперативам направлять в бюро кредитных историй информацию о заемщиках – юридических и физических лицах, давших согласие на ее представление; предусматривается направление конкурсными управляющими и ликвидационными комиссиями (ликвидаторами) информации, содержащейся в кредитной истории заемщиков, в бюро кредитных историй.

 

 

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 199-ФЗ «О внесении изменения в статью 374

Трудового кодекса Российской Федерации»

 (текст закона)

Федеральным законом увольнение по инициативе работодателя руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа и соответствующей государственной инспекции труда. Вышестоящий выборный профсоюзный орган в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает вопрос увольнения представителя работников на предприятии и направляет работодателю свое согласие либо несогласие в письменной форме. В случае, если вышестоящий выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя об увольнении представителя работников на предприятии работодатель в течение трех дней направляет проект приказа, копии документов  в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда оценивает обоснованность решения вышестоящего выборного профсоюзного органа и направляет свое решение работодателю в течение семи рабочих дней со дня получения документов.

 

 

 

 

 

2. Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:

 

2.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении

 

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной

инициативы

Краткое содержание

 

395014-6
О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предусматривается расширение перечня требований, предъявляемых к содержанию судебного приказа, в части включения в него дополнительных биометрических персональных данных о гражданине, позволяющих идентифицировать его личность в качестве должника. Аналогичные изменения законопроектом предлагается внести в содержание заявления о выдаче судебного приказа.

 

444365-6
О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона закрепляется порядок предоставления земельных участков путем проведения торгов, за исключением закрытого перечня случаев (строительство важных инфраструктурных объектов; для целей жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства отдельным категориям граждан и т.д.). Для случаев строительства инфраструктурных объектов, при наличии утвержденного проекта планировки и проекта межевания территории исключается необходимость подготовки акта выбора земельного участка. Установленная в настоящее время в отношении жилищного строительства процедура предоставления земельного участка распространяется на все виды строительства. Закрепляется обязанность органов государственной власти и местного самоуправления выставлять на торги свободные земельные участки на основании заявлений граждан и юридических лиц, за исключением случаев, когда такие участки зарезервированы для государственных или муниципальных нужд, ограничены в обороте и т.п. При этом устанавливается закрытый перечень случаев отказа в предоставлении земельных участков.

 

475271-6
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона органы контроля за уплатой страховых взносов наделяются полномочиями по утверждению расчетов по начисленным и уплаченным страховых взносам и документов, которые используются органами контроля за уплатой страховых взносов при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о страховых взносах, аналогично действующему порядку по утверждению форм налоговой отчетности.

Снижается с 50 до 25 человек минимальное количество работников, при котором плательщики страховых взносов обязаны представлять отчетность по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды в форме электронных документов.

Предусматривается возможность продления сроков выездной проверки до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев, и вводится понятие, основания и порядок проведения повторной проверки плательщика страховых взносов по аналогии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

 

540154-6
О внесении изменения в статью 82.5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона закрепляется право Правительства Российской Федерации по согласованию с Банком России устанавливать особенности уплаты обеспечительных взносов операторов платежных систем, не являющихся национально значимыми платежными системами, и особенности взыскания штрафа за невнесение или внесение не в полном размере указанными операторами обеспечительного взноса

 

415612-6
О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проект федерального закона закрепляетправо потерпевшего или иного заинтересованного лица, которому деянием, запрещенным уголовным законом, причинен вред, подать в суд заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок до окончания производства по уголовному делу в шестимесячный срок со дня принятия органом, осуществляющим предварительное расследование, постановления о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого.

 

348208-6
О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О недрах"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона устанавливается, что право на государственное денежное вознаграждение будут иметь лица, участвовавшие в открытии на территории Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации неизвестного ранее месторождения полезных ископаемых, запасы которого поставлены на государственный баланс впервые, в случае если геолого-разведочные работы на данном участке недр проводились за счет средств федерального бюджета, а также ранее за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР.

Выплата указанного вознаграждения осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке и в размере, которые установлены Правительством Российской Федерации.

 

392336-6
О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проект федерального закона дополняет виды пользования недрами новым видом - размещением в пластах горных пород попутных вод и вод, используемых пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Для ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.

 

584587-5
О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона:

- категорируются объекты хозяйственной деятельности по значимости воздействия на окружающую среду, включая влияние их на здоровье человека в соответствии с критериями, отнесения их к категориям, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации: объекты I категории - объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающею среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий; объекты II категории - объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающею среду; объекты III категории - объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие и объекты IV категории - объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов. Определяется, что перечень загрязняющих веществ устанавливается Правительством Российской Федерации. В отношении экологически опасных объектов предусмотрено установление нормативов допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ комплексными экологическими разрешениями, выдаваемыми сроком на 7 лет (вместо действующих в настоящее время индивидуальных разрешений), осуществление государственного экологического надзора на федеральном и региональном уровнях, а также проведение государственной экологической экспертизы. При этом срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать 3 месяца и может быть продлен на 1 месяц по заявлению заказчика;

- сохраняется действующая система поэтапного достижения нормативов выбросов и сбросов путем установления временно разрешенных выбросов (сбросов) на период реализации планов мероприятий по снижению негативного воздействия. Срок их реализации устанавливается на период, не превышающий 7 лет (период инвестиционного цикла), и не подлежит продлению;

- предусматриваются методы экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, применяющих наилучшие существующие технологии (предоставление льгот по плате за негативное воздействие), а также ужесточаются экономические санкции к хозяйствующим субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность с превышением нормативов допустимого воздействия, путем введения коэффициента к ставкам платы за негативное воздействие 25 и 100, вместо применяемых в настоящее время 5 и 25. Положения законопроекта вступают в силу с 1 января 2015 года, за исключением отдельных норм, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

 

410633-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
(в части установления порядка рассылки по сети подвижной радиотелефонной связи коротких текстовых или иных неголосовых сообщений)

Члены Совета Федерации Р.У.Гаттаров, Л.Н.Бокова и др.

Проектом федерального закона предусматривается, что законной является только рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи при условии, что абонент дал согласие на получение сообщений от каждого отправителя. При этом абоненту предлагается предоставить право обратиться к оператору с требованием прекратить рассылки от конкретного отправителя. Для проведения рассылок по сети подвижной радиотелефонной связи необходимо будет заключить с оператором связи договор об осуществлении рассылки, предоставив оператору необходимые сведения об объеме рассылки, ее характере, согласовать время проведения и другие параметры. Обязанность доказывания наличия согласия абонента на получение рассылок возлагается на заказчика рассылки.

 

2372-6
О карантине растений

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального законауполномоченные федеральные органы исполнительной власти наделяются функциями по принятию карантинных фитосанитарных требований к подкарантинной продукции, процессам ее производства, хранения, перевозки, реализации, переработки и уничтожения, ввозу подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации, вывозу подкарантинной продукции с территории Российской Федерации, использованию подкарантинных объектов в процессе производства, хранения, перевозки, реализации, переработки и уничтожения подкарантинной продукции, выполнению работ по обеззараживанию подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, проведению лабораторных исследований подкарантинной продукции.

Закрепляется право аккредитованных юридических и физических лиц осуществлять предпринимательскую деятельность по обеззараживанию подкарантинной продукции, по проведению лабораторных исследований в области обеспечения карантина растений, а также обязанность юридических и физических лиц проходить аккредитацию на право заниматься указанной деятельностью.

 

421531-6
О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона закрепляются нормы, определяющие порядок проведения           саморегулируемой организацией оценщиков контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации  оценщиков требований  законодательства, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной  деятельности, правил деловой и профессиональной этики. Определяется порядок принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки, а также утверждения результатов определения кадастровой стоимости. В случаях обязательности проведения оценки объектов оценки закрепляется обязанность оценщика включать информацию об отчете об оценке объекта оценки в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение десяти рабочих дней по истечении шести месяцев с даты составления отчета об оценке объекта оценки в порядке, установленном федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Закрепляются требования к содержанию указанной информации, а также общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки. Закрепляются обязанности оценщика и юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор. Регламентируется рассмотрение споров  о  результатах определения кадастровой стоимости.

 

435711-6
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций

Правительство Российской Федерации

Проект федерального закона закрепляет право некоммерческих организаций иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах. Символика некоммерческих организаций должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав. Включение в наименования общероссийских общественных объединений официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается без специального разрешения, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

416458-6
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона  ужесточаются санкции статьи 260 УК РФ, предусмотренные за незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан.

Одновременно УК РФ дополняется новой статьей 191.1, предусматривающей ответственность за приобретение, хранение, перевозку, переработку в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, совершенные в крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере или организованной группой, либо лицом с использованием своего служебного положения.

Диспозиция пункта 1 статьи 8.25 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за нарушение правил заготовки древесины, дополняется новым составом правонарушения – приобретение, хранение, перевозка и сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины при отсутствии уголовно наказуемого деяния.

 

449127-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона расширяется сфера применения концессионного механизма, в частности предусматривается:

- возможность нахождения объектов концессионного соглашения на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления у государственных или муниципальных унитарных предприятий и бюджетных учреждений;

- перечень объектов, в отношении которых могут быть заключены соглашения, делается открытым;

- расширение перечня обязательных условий концессионного соглашения, в т.ч. путем дополнения его объемом валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации соглашения;

- возможность участия на стороне концедента нескольких лиц;

- преимущественное право выкупа концессионером объекта соглашения после окончания срока его действия при условии добросовестного исполнения таким концессионером условий соглашения.

 

255707-6
О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона закрепляется нераспространение действия Федерального закона"О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"на:

отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и осуществляющие пользование участками недр федерального значения, если до совершения соответствующих сделок Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, и сохраняет за собой такое право после их совершения;

отношения, связанные с совершением сделок в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в случае, если приобретателем по таким сделкам является организация, находящаяся  под контролем Российской Федерации, либо субъекта Российской Федерации, либо под контролем гражданина Российской Федерации, являющегося в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговым резидентом Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, имеющих также иное гражданство).

Понятие "соглашение" определяется как договоренность в письменной или устной форме, направленная на получение иностранными инвесторами права управлять деятельностью хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение.

Определяется порядок рассмотрения обращения заявителей о необходимости продления сроков действия принятых Правительственной комиссией решений о предварительном согласовании планируемых сделок.

Закрепляется обязанность физических и юридических лиц, в том числе держателей реестров акционеров акционерных обществ, имеющих стратегическое значение, представлять по требованию уполномоченного органа в установленный срок достоверные документы, объяснения в письменной или устной форме и иную необходимую для осуществления уполномоченным органом своих функций информацию, включая информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну.

 

490508-6
О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона вносятся изменения закрепляющие право Правительства РФ утверждать типовые договоры аренды, устанавливающие требования к условиям договора аренды лесного участка, обязательные для соблюдения сторонами в зависимости от видов использования лесов, предусмотренных Лесным кодексом РФ. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона,  может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка

 

421545-6
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предусматривается новая редакция главы ХХII Земельного кодекса РФ «Государственный земельный надзор, муниципальный и общественный контроль», в которой:

- определяется понятие государственного земельного надзора, закрепляются права должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного земельного надзора;

- уточняется содержание процедуры систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства, в рамках которой предлагается осуществлять процедуру административного обследования земельного участка;

- закрепляются особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства;

- Правительство РФ наделяется полномочиями определять порядок взаимодействия органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль с органами государственного земельного надзора.

Одновременно законопроектом предусматривается упразднение производственного земельного контроля.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Законопроекты, принятые в первом чтении

 

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной инициативы

Краткое содержание

Примечание

 

521444-6
О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Депутаты Государственной Думы П.В.Крашенинников, Р.М.Марданшин и др.

Проектом федерального закона устанавливаются процедуры подачи и рассмотрения жалоб на решения о регистрации и отказе в регистрации, выносимые в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Вводится обязательная досудебная процедура обжалования решений об отказе в государственной регистрации в вышестоящем органе.

После обжалования решения об отказе в государственной регистрации в вышестоящем органе заинтересованному лицу предоставляется право самостоятельно определять, обжаловать ли решение, принятое по результатам рассмотрения поданной жалобы, в вышестоящий орган (в порядке подчинения) или в суд.

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по корпоративным отноше-ниям

 

501490-6
О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона устанавливается квота иностранного участия в совокупном уставном капитале кредитных организаций, действующих на территории РФ, в размере 50 процентов. Закрепляется перечень инвестиций, которые не будут включаться в расчет квоты. При достижении квоты Банк России:

-прекращает регистрацию кредитных организаций с иностранными инвестициями и выдачу им лицензий на осуществление банковских операций;

- налагает запрет на увеличение уставного капитала кредитной организации, имеющей лицензию на осуществление банковских операций, за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей) в пользу нерезидентов, если результатом указанных действий является превышение квоты.

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комиссию РСПП по банкам и банковской деятельности

 

501767-6
О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона устанавливает перечень операций, осуществление которых не может рассматриваться как нарушение кредитными организациями запрета на осуществление торговой деятельности. К таким операциям относится продажа кредитными организациями:

- товаров, приобретенных с целью обеспечения своей деятельности;

- имущества, являющегося предметом залога при обращении на него  взыскания;

- имущества, полученного от заемщиков в качестве отступного в погашение ранее выданных кредитов;

- купля-продажа монет и банкнот в сувенирной упаковке.

Для подготовки позиции РСПП законопро-ект направлен в Комиссию РСПП по банкам и банковской деятельности

 

506912-6
О внесении изменений в статью 29 Трудового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального расширяется перечень структурных единиц в рамках устоявшейся профсоюзной иерархии, в частности, вводятся понятия «цеховая профсоюзная организация», «профсоюзная группа», а также «иные профсоюзные организации» на всех уровнях.

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по рынку труда и социальному партнерству

 

510495-6
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона за самовольное занятие земельного участка (части земельного участка), устанавливается административная ответственность в виде наложения административного штрафа:

в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей;

в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от десяти до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста до двухсот тысяч рублей.

Самовольное занятие земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный участок, -

влечет наложение административного штрафа:

в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от 2 до 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей;

в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от двадцати до пятидесяти тысяч рублей;
на должностных лиц - от пятидесяти до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот до трехсот тысяч рублей.

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по собственности

 

517191-6
О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предусматривается закрепление в российском законодательстве института финансового уполномоченного по правам потребителей услуг финансовых организаций путем учреждения Центральным банком РФ в форме некоммерческого партнерства Службы финансовых уполномоченных, в качестве органа, рассматривающего споры, возникающие между потребителями услуг финансовых организаций – физическими лицами и финансовыми организациями. Органами Службы являются совет Службы и руководитель Службы, определяемый советом Службы. Совет Службы состоит из 15 членов: от Банка России – 3 представителя, от Правительства РФ – 2 представителя, от объединений организаций – 5 представителей, от общественных объединений потребителей – 5 представителей. Определение необходимой численности финансовых уполномоченных, а также распределение их по сферам деятельности организаций и обязанностей осуществляется советом Службы.

Предельный размер имущественных требований по обращениям, рассматриваемым финансовым уполномоченным в отношении кредитных организаций определен в пятьсот тыс. рублей, в отношении страховых организаций – сто тыс. рублей.

Закрепляется обязанность кредитных организаций, оказывающих услуги физическим лицам, а также страховых организаций (за исключением перестраховочных организаций) быть членами указанной Службы. Организации, являющиеся членами Службы, обязаны осуществлять обязательные платежи, которые состоят из ежеквартальных обязательных платежей и платы за рассмотрение обращений. Размеры данных платежей устанавливаются решением совета Службы в зависимости от количества средств, полученных организациями от предоставления услуг физическим лицам, с учетом особенностей отдельных видов финансовых организаций, а также размера требований имущественного характера, удовлетворенных решениями финансовых уполномоченных за предыдущий год.

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комиссию РСПП по банкам и банковской деятельности

 

524696-6
О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в части вопросов подготовки и утверждения документа территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предусматривается возможность подготовки субъектами РФ, имеющими общую границу, документа территориального планирования (схема территориального планирования) двух и более субъектов РФ. Устанавливаются требования к содержанию схемы территориального планирования, определяется порядок ее подготовки, согласования и утверждения. Устанавливаются особенности утверждения документов территориального планирования для двух и более субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и субъектов РФ, имеющих с ними общие границы, - Московской и Ленинградской областей, при этом подготовка и утверждение таких схем является обязательной и должна быть завершена до 1 января 2017 года.

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комиссию РСПП по строительному комп-лексу

 

529630-6
О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации

Депутаты Государственной Думы А.М.Макаров, С.В.Чижов; Член Совета Федерации Е.Н.Малкин

      Законопроект предусматривает введение института налогового мониторинга, в рамках которого на основании соглашения о расширенном информационном взаимодействии организовывается взаимодействие между налогоплательщиком и налоговым органом по организации доступа к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика в целях осуществления контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов, сборов ("превентивный налоговый контроль"). Устанавливается порядок заключения такого соглашения, порядок осуществления расширенного информационного взаимодействия.

Заключить соглашение может налогоплательщик, если сумма уплаченных им налогов не менее 500 млн. руб., объем годового дохода не менее 5 млрд. руб. и стоимость активов не менее 10 млрд. руб. Участники КГН не вправе являться стороной такого соглашения. Срок действия соглашения может быть 1 год, 2 или 3 года. Если за 2 месяца до окончания срока действия соглашения ни одна из сторон письменно не заявит о своем намерении расторгнуть соглашение, то такое соглашение считается продленным на 3 года на тех же условиях.

      В ходе налогового мониторинга налоговый орган направляет налогоплательщику мотивированное мнение по собственной инициативе или по запросу налогоплательщика о неопределенной правовой позиции. В случае несогласия с мотивированным мнением налогоплательщик в течение 1 месяца со дня его получения предоставляет налоговому органу разногласия, которые в течение 3 дней со дня поступления направляются налоговым органом в ФНС России для инициирования взаимосогласительной процедуры. В случае устранения разногласий по итогам взаимосогласительной процедуры составляется совместный протокол (подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и налогоплательщиком).

      Выполнение налогоплательщиком мотивированного мнения или протокола освобождает его от уплаты пени, налоговой ответственности. "Предоставление в период действия соглашения о расширенном информационном взаимодействии запроса о неопределенной правовой позиции" относится к обстоятельствам, смягчающим вину.

       По общему правилу, налоговые органы (кроме ФНС России) не вправе проводить выездные налоговые проверки за периоды действия соглашения о расширенном информационном взаимодействии.

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по налоговой политике

 

543929-6
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" дополняется главой 41 «Комплексные кадастровые работы», в которой определяются: порядок извещения о начале проведения комплексных кадастровых работ; объекты работ; заказчики комплексных кадастровых работ; порядок финансирования кадастровых работ; исполнители комплексных кадастровых работ; особенности уточнения границ земельных участков при проведении комплексных кадастровых работ; порядок образования земельных участков при проведении комплексных кадастровых работ, а также согласования границ таких участков и т.д.

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по собственности

 

546415-6
О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона закрепляется обязательность обновления картографической основы государственного кадастра недвижимости в срок не реже одного раза в десять лет, при этом сроки обновления карт и планов, являющихся картографической основой кадастра, будут определяться, в том числе в зависимости от характеристик территории.

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по собственности

 

523152-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации"

Правительство Российской Федерации

Проект федерального закона дополняет статью 107 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» нормами, касающимися:

- наделения таможенных органов функцией по принятию решений по классификации товара;

- полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по определению формата и структуры заявления о принятии решения по классификации товара в формате электронного документа, требований к заполнению заявления и документов, прилагаемых к нему, а также структуры и формата перечня компонентов товара, поставляемого в несобранном или разобранном виде, для обеспечения возможности направления заявителем в электронном виде заявления о принятии решения о классификации товара;

- определения процедуры отказа в принятии решения по классификации товара;

- сроков уведомления заявителя о принятых решениях по отказу и отклонению в рассмотрении заявления о принятии решения о классификации товара;

- причин отказа и отклонения.

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по интеграции, торгово-тамо-женной политике и ВТО

 

3.     В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект законодательной инициативы

 

Примечание

538049-6
О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в связи с изменениями, вносимыми в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»)

Проектом федерального закона предусматривается:

разделение особых экономических зон по уровням на федеральные и региональные (с различным порядком создания и функционирования, объемом преференций);

возможность осуществления на территории федеральной ОЭЗ промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности (с заключением соответствующих соглашений с резидентами);

законодательное закрепление понятий промышленных (индустриальных) парков, технопарков, агропромышленных парков, туристических парков, которые представляют собой формы региональных ОЭЗ;

возможность использования мер государственной поддержки региональных ОЭЗ, в том числе создания их инфраструктуры на основе механизма отложенных платежей (TIF);

возможность обустройства и оборудования только части территории федеральной ОЭЗ, где будут размещаться должностные лица таможенного органа в целях проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной экономической зоны.

Правительство Российской Федерации

     Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по госу-дарственно-частному партнерству и инве--стиционной поли-тике

558677-6
О внесении изменений в статьи 306 и 307 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (о совершенствовании процедур включения в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности и исключения из него объектов интеллектуальной собственности)

 Проектом федерального закона в качестве обязательного условия для включения по заявлению правообладателя объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, в отношении которых принимаются меры по защите прав на данные объекты, связанные с приостановлением выпуска товаров, закрепляется обязательное требование по страхованию правообладателем риска ответственности за причинение вреда в пользу декларанта, собственника, получателя товаров или иных лиц. При этом страховая сумма должна быть не менее 300 000 рублей.

Правительство Российской Федерации

     Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по интегра-ции, торгово-таможенной полити-ке и ВТО

555597-6
О промышленной политике в Российской Федерации

 Проектом федерального закона определяются:

- ключевые понятия в сфере промышленной политики и промышленной деятельности;

- цели, задачи и принципы промышленной политики;

- полномочия субъектов общественных отношений, возникающих при формировании и реализации промышленной политики;

- особенности применения мер финансовой, информационной, консультационной поддержки, поддержки в области научно-технической и инновационной деятельности, поддержки в области развития кадрового потенциала, поддержки внешнеэкономической деятельности, иных видов государственной поддержки в сфере промышленной деятельности;

- территориальные аспекты развития промышленности.

В качестве особой меры стимулирования промышленной деятельности закрепляется инвестиционный контракт, который заключается между Российской Федерацией, в лице уполномоченного органа, и инвестором, принимающим на себя обязательства по созданию или освоению производства промышленной продукции на территории РФ и иные обязательства социально-экономического характера.

Правительство Российской Федерации

     Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по про-мышленной поли-тике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     Правоприменительная практика

 

Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 4  квартал 2013 года

(текст обзора)

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации утвержден Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 4 квартал 2013 года. В разделах обзора, посвященных судебной практике по гражданским делам, приведены примеры судебных определений по делам об административных правонарушениях, искам о восстановлении на работе, даны разъяснения по вопросам, возникающим из публичных, пенсионных, трудовых и социальных правоотношений, вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, в виде извлечений из постановлений приведена информация о практике Европейского Суда по правам человека.

 

 

 

Высшим Арбитражным  Судом РФ 24 июня 2014г. опубликовано Постановление Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость».

(подробнее)

 

5.     События

 

18 июня 2014 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Помощнику Президента РФ – начальнику Государственно-правового управления Президента РФ Л.И.Брычевой предложения РСПП по проекту федерального закона №584587-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий), подготовленному к рассмотрению Государственной Думой ФС РФ во втором чтении.

(подробнее)

 

20 июня 2014 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Помощнику Президента РФ А.Р.Белоусову предложения РСПП по уточнению поправок к проекту федерального закона № 357559-6 «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

(подробнее)

 

26 июня 2014 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил:

 

Превому заместителю Председателя Правительства РФ И.И.Шувалоау о промежуточных итогах участия РСПП в совместной работе с Минфином России и Минэкономразвития России по подгтовке проекта федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ (в части налогообложения прибыли иностранных компаний и повышения эффективности налогового администрирования иностранных организаций)»;

(подробнее)

 

 Статс-секретарю-заместителю Министра экономического развития РФ О.В.Фомичеву заключение РСПП на проект федерального закона «Об обязательном страховании на случай утраты заработка вследствие несостоятельности работодателя».

(подробнее)