ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА за период с 12 по 26 мая 2015г.

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

(информация за период с 12 по 26 мая 2015г.)

 

 

1.                                      Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:

- в третьем чтении;

 - в первом чтении.

 

2.         Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.

 

3.                   Правоприменительная практика.

 

4.        События.

 

1. Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:

 

1.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении

 

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной

инициативы

Краткое содержание

 

648549-6
О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона взамен предусмотренных законодательством в сфере оценочной деятельности двух видов экспертизы (нормативно-методической экспертизы отчетов об определении стоимости и экспертизы отчетов об оценке для целей подтверждения результатов оценки) закрепляется один вид экспертизы, включающий как проверку отчета об оценке на соответствие установленным требованиям, так и на подтверждение стоимости.

 

714002-6
О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона:

закрепляются критерии, определяющие как контролируемые иностранные компании, так и контролирующие лица;

осуществлением контроля над организацией в целях Налогового кодекса РФ признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами;

осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица в целях Налогового кодекса РФ признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом этой структуры и (или) ее учредительными документами;

 расширяется перечень оснований для осуществления симметричных корректировок налоговой базы и сумм налогов налогоплательщиком, являющимся стороной контролируемой сделки, в случае применения другой стороной контролируемой сделки самостоятельной корректировки сумм налога в результате применения цен товаров (работ, услуг) в сделке, не соответствующих рыночным ценам.

 

754388-6
О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона закрепляется правофизического лица представить специальную декларацию, содержащую сведения:

- об имуществе, в отношении которого физическое лицо является собственником на дату представления декларации (включая имущество, переданное в доверительное управление), в том числе получившим право собственности на такое имущество от номинального владельца в порядке, установленном Федеральным законом.

В случае, если декларант является собственником имущества, указанного в декларации, получившим право собственности на это имущество от его номинального владельца в порядке, установленном Федеральным законом, декларация также должна содержать информацию о номинальном владельце этого имущества;

- о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых физическое лицо на дату представления декларации признается контролирующим лицом;

- об открытых на дату представления декларации физическим лицом счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, об открытии и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле";

- о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) физическое лицо на дату представления декларации признается бенефициарным владельцем в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,и финансированию терроризма", и описание оснований для признания этого физического лица бенефициарным владельцем.

Декларация представляется в налоговый орган декларантом лично либо через своего уполномоченного представителя, действующего на основании нотариально заверенной доверенности.

Декларант и (или) номинальный владелец, если информация о нем содержится в декларации, освобождается от уголовной ответственности при выявлении факта нарушения им законодательства Российской Федерации при приобретении (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, а также при совершении валютных операций и (или) зачислении денежных средств по счетам (вкладам), информация о которых содержится в декларации, по основаниям и в порядке, которые предусмотрены постановлением об амнистии, принимаемым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Декларант и (или) номинальный владелец, если информация о нем содержится в декларации, освобождается от административной ответственности при выявлении факта нарушения законодательства Российской Федерации при приобретении (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, а также при совершении валютных операций и (или) зачислении денежных средств по счетам (вкладам), информация о которых содержится в декларации.

Декларант и (или) номинальный владелец, если информация о нем содержится в декларации, освобождается от ответственности за налоговые правонарушения, совершенные при приобретении (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, а также при совершении валютных операций и (или) зачислении денежных средств по счетам (вкладам), информация о которых содержится в декларации.

 

495115-6
О внесении изменений в статью 104 Трудового кодекса Российской Федерации
(об установлении учетного периода для суммированного учета рабочего времени)

Депутат Государственной Думы Н.В.Коломейцев

Проектом федерального закона устанавливается, что в случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года.

 

1.2. Законопроекты, принятые в первом чтении

 

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной инициативы

Краткое содержание

Примечание

 

764700-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации
(в части создания межведомственной системы контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении государственного оборонного заказа)

Президент

Российской Федерации

Проектом федерального закона в целях обеспечения государственного оборонного заказа закрепляются основные права и обязанности государственного заказчика, головного исполнителя, исполнителя. Устанавливаются критерии отбора уполномоченного банка, его основные права и обязанности, а также порядок банковского сопровождения. Регламентируется режим использования отдельного банковского счета и определяются операции, совершение которых не допускается по данному счету. Устанавливается порядок осуществления контроля распоряжений и предоставления информации о расчетах по государственному оборонному заказу. Закрепляются основные права и обязанности федерального органа в области обороны в сфере государственного оборонного заказа. Устанавливаются полномочия контролирующего органа в сфере оборонного заказа и права работников указанного органа при осуществлении контроля в данной сфере, а также регламентируется порядок проведения соответствующих проверок.

Заключение РСПП

 

750840-6
О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона:

увеличивается  порог участия иностранных юридических лиц, а также российских юридических лиц, не являющихся субъектами МСП, в уставном (складочном) капитале субъектов МСП с 25% до 49%;

наделяются статусом субъекта МСП организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", вне зависимости от доли участия в уставном (складочном) капитале таких организаций иных юридических лиц (как иностранных, так и российских);

наделяются статусом субъекта МСП юридические лица, доля участия в уставном (складочном) капитале которых включена в состав общего имущества инвестиционного товарищества, образованного в соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. № 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе", вне зависимости от размера указанной доли.

Позиция РСПП

 

755146-6
О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, предоставляется право устанавливать по специальным налоговым режимам: виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим; ограничения на переход и применение специального налогового режима; налоговые ставки в зависимости от видов предпринимательской деятельности и категорий налогоплательщиков; особенности определения налоговой базы; налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.

Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать для налогоплательщиков упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности. В Республике Крым и городе федерального значения Севастополе налоговая ставка может быть уменьшена с 4 до 1 процента.

Субъектам Российской Федерации предоставляется право устанавливать налоговую ставку в размере 0 процентов для налогоплательщиков упрощенной системы налогообложения - впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляю-щих предпринимательскую деятельность в сфере бытовых услуг населению.

Расширяется с 47 до 62 перечень видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на патентную систему налогообложения, в который, в частности, включены: оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей; предоставление услуг по перегонке, выпасу скота; переработка и консервирование фруктов и овощей; оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации и другие).

 

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по налоговой политике

 

688389-6
О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части совершенствования налогового администрирования

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона устанавливается, что нормативные правовые акты об утверждении новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов, документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость) или о внесении изменений в действующие формы (форматы), а также о порядке дополнения указанных форм вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Истребуемые документы, а также документы, самостоятельно представляемые проверяемым лицом, могут быть представлены в налоговый орган в виде заверенных этим лицом копий документов на бумажном носителе или в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам. Документы могут быть представлены лично через представителя, по почте заказным письмом либо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

 

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по налоговой политике

 

529775-6
О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации
(об установлении пределов осуществления прав и исполнения обязанностей налогоплательщиком)

Депутаты Государственной Думы А.М.Макаров, С.В.Чижов и др.

Проектом федерального закона закрепляется общее правило, запрещающее налогоплательщикам учитывать в целях налогообложения факты хозяйственной жизни, основной целью учета которых является неуплата или неполная уплата и (или) зачет (возврат) сумм налога. Определяются конкретные случаи, при которых счет-фактура не может являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету (в случаях подписания счета-фактуры неуполномоченным или неустановленным лицом, выставления счета-фактуры иным лицом вместо лица, осуществившего реализацию товаров,  выполнение работ, оказание услуг (за исключением случаев, например, когда исполнение соответствующих обязательств в силу закона или условий договора может быть возложено на третье лицо).

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по налоговой политике

 

724609-6
О внесении изменений в статью 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части определения понятия контролируемой задолженности

Депутаты Государственной Думы Г.Я.Хор, А.М.Макаров и др.

Проектом федерального закона устанавливаются следующие основания для признания задолженности контролируемой:

- кредитор – иностранное лицо прямо или косвенно участвует в российской организации – заемщике;

- кредитор является взаимозависимым лицом иностранного лица, которое имеет долю участия в организации-заемщике;

- долговое обязательство выдано под гарантию (поручительство) иностранного лица, которое является взаимозависимым с организацией заемщиком.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по налоговой политике

 

 

 

 

 

2.       В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект законодательной инициативы

 

Примечание

296594-6
О внесении изменений в статьи 257, 258 и 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части уточнения порядка определения стоимости амортизируемых нематериальных активов)

Проектом федерального закона устанавливается, что для признания нематериального актива необходимо наличие способности данного актива приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака). К нематериальным активам, в частности, относятся: исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных; исключительное право автора или иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем; исключительное право на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и фирменное наименование; исключительное право патентообладателя на селекционные достижения; владение "ноу-хау", секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта; исключительное право на аудиовизуальные произведения.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по налоговой политике

 

3.       Правоприменительная практика

 

 

Конституционный Суд Российской Федерации признал пункт 2 статьи 211 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 (части 1, 2 и 3), 46 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение допускает исключение в административном порядке (по решению регистрирующего органа) из Единого государственного реестра юридических лиц юридического лица, имеющего признаки недействующего, в отношении которого судом по заявлению кредитора введена процедура банкротства.

(подробнее)

 

4.       События

 

13 мая 2015 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил:

 Статс-секретарю-заместителю Министра экономического развития РФ О.В.Фомичеву заключение Комитета РСПП по экологии и природопользованию на проект постановления Правительства РФ «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности».

(подробнее)

 

Помощнику Президента РФ – начальнику Государственно-правового управления Президента РФ л.И.Брычевой:

 

- заключение РСПП на проект федерального закона № 350646-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов»;

(подробнее)

 

- замечания и предложения Комиссии РСПП по лесному хозяйству и лесопромышленному комплексу на проект федерального закона № 544577-6 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации».

(подробнее)

 

14 мая 2015 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил Министру юстиции РФ А.В.Коновалову обращение по проекту федерального закона № 750443-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовной ответственности юридических лиц».

(подробнее)

 

15 мая 2015 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил Министру Российской Федерации по развитию Дальнего Востока А.С.Галушке обращение по проекту федерального закона «О свободном порте Владивостока».

(подробнее)

 

18 мая 2015 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил:

 

Заместителю Председателя Правительства РФ А.Г.Хлопонину обращение по проекту федерального закона № 392898-6 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», подготавливаемому к рассмотрению во втором чтении Государственной Думой ФС РФ;

(подробнее)

 

Заместителю Председателя Верховного Суда РФ Т.А.Петровой замечания и предложения РСПП к проекту постановления Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости»;

(подробнее)

 

Статс-секретарю-заместителю Министра экономического развития РФ О.В.Фомичеву заключение РСПП на проект федерального закона «О специальной оценке рабочего места основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи».

(подробнее)

 

20 мая 2015 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил Министру природных ресурсов и экологии РФ С.Е.Донскому предложения Комитета РСПП по экологии и природопользованию к проекту федерального закона № 386179-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и некоторые законодательные акты Российской Федерации».

(подробнее)

 

22 мая 2015 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил:

 

Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по обороне В.П.Комоедову заключение Комиссии РСПП по оборонно-промышленному комплексу на проект федерального закона № 764700-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

(подробнее)

 

Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов О.Ю.Баталиной заключение РСПП на проект федерального закона № 549514-6 «О внесении изменений в статью 64 Трудового кодекса Российской Федерации».

 

(подробнее)