ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА за период с 8 по 31 марта 2015г.

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

(информация за период с 8 по 31 марта 2015г.)

 

1.           Федеральные законы, подписанные Президентом РФ.

 

2.                                   Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:

- в третьем чтении;

- в первом чтении.

 

3.      Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.

 

4.                Правоприменительная практика.

 

5.     События.

 

1.     Президентом Российской Федерации в период с 8 по 31 марта 2015г. подписаны следующие

федеральные законы:

 

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 51-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»

(текст закона)

Федеральным законом предусматривается, что в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения срока полезного использования, который устанавливается поставщиком контрольно-кассовой техники, но не более 10 лет.

 

 

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в часть первую

Налогового кодекса Российской Федерации»

(текстзакона)

Федеральным законом полномочия Правительства РФ по рассмотрению материалов и принятию решений о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов и сборов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, предаются в ФНС России.

 

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса

Российской Федерации»

(текст закона)

Федеральным законом в части первой статьи 178 УК РФ закрепляется следующее диспозиция деяния: «Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере».

Доходом в крупном размере в данной статье признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере  - двести пятьдесят миллионов рублей; крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей, а особо крупным ущербом - тридцать миллионов рублей.

 

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»

(текст закона)

Федеральным законом закрепляется понятие обязательства, а также альтернативного и факультативного обязательств; устанавливается порядок применения общих положений об обязательствах; вводятся понятие и форма независимой гарантии, обеспечительного платежа и правила по его применению; закрепляется порядок возмещения потерь, возникших в случае наступления определенных в договоре обстоятельств; устанавливается порядок прекращения обязательства на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления и т.д.

 

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 32-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

(текст закона)

Федеральным законом устанавливается,  что в целях определения предельной величины процентов, подлежащих включению в состав расходов по налогу на прибыль организаций в период с 1 июля 2014 года по 31 декабря 2015 года, положения пункта 2 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении долговых обязательств, возникших до 1 октября 2014 года, применяются с учетом следующих особенностей: величина контролируемой задолженности, выраженная в иностранной валюте, определяется  по курсу Центрального банка Российской Федерации на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода, но не превышающем курсы, установленные Центральным банком Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2014 года; величина собственного капитала на последнее число каждого отчетного (налогового) периода определяется без учета соответствующих положительных (отрицательных) курсовых разниц, возникших вследствие переоценки требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к рублю Российской Федерации, установленных Центральным банком Российской Федерации с 1 июля 2014 года по последнее число отчетного (налогового) периода, на которое определяется коэффициент капитализации. Предельная величина процентов, подлежащих включению в состав расходов по налогу на прибыль организаций в период с 1 декабря 2014 года по 31 декабря 2014 года, при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика, принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную в 3,5 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях.

 

2. Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:

2.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении

 

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной

инициативы

Краткое содержание

 

653839-6
О внесении изменений в статьи 15.25 и 23.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(об уточнении отдельных положений в сфере валютного законодательства)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предусматрива-ется индивидуализация административного наказания, с учетом отягчающих обстоятельств (неоднократность совершения), путем снижения размера санкций, налагаемых на резидентов, за повторное совершение административного правонарушения в сфере валютного регулирования, за исключением случаев повторного административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами.

Санкция за повторное нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок в виде наложения административного штрафа на должностных лиц снижается с суммы в размере тридцать – сорок тысяч рублей до двенадцати – пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - с суммы в размере четыреста - шестисот тысяч рублей до ста двадцати – ста пятидесяти тысяч рублей.

Одновременно за повторное административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами устанавливается административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот до шестисот тысяч рублей.

 

558677-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона в качестве обязательного условия для включения по заявлению правообладателя объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, в отношении которых принимаются меры по защите прав на данные объекты, связанные с приостановлением выпуска товаров, закрепляется обязательное требование по страхованию правообладателем риска ответственности за причинение вреда в пользу декларанта, собственника, получателя товаров или иных лиц. При этом страховая сумма должна быть не менее 300000 рублей.

Объект интеллектуальной собственности исключается из реестра при наличии хотя бы одного из следующих оснований: подача правообладателем заявления об исключении объекта интеллектуальной собственности из реестра; прекращение правовой охраны объекта интеллектуальной собственности в установленном порядке; выявление недостоверных сведений, представленных при подаче заявления о включении объекта интеллектуальной собственности в реестр.

 

636191-6
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона исключаются требования об обязанности хозяйственного общества иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование и указание на место его нахождения. При этом сохраняется  возможность использования печати на усмотрение хозяйственных обществ наряду со штампами, бланками со своим наименованием и эмблемой. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.

2.3. Законопроекты, принятые в первом чтении

 

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной инициативы

Краткое содержание

Примечание

 

490833-6
О внесении изменения в статью 90 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

Депутаты Государственной Думы С.М.Миронов, М.В.Емельянов и др.

Проектом федерального закона из числа обстоятельств, установленных вступившим в законную силу приговором, либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, и признаваемых судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки исключаются обстоятельства установленные судебными решения, принятыми в особом порядке – при согласии подсудимого с предъявленным ему обвинением или при заключении им досудебного соглашения.

Для подготовки позиции РСПП законо-проект направлен в Комитет РСПП по собственности

 

653786-6
О внесении изменений в статью 183 Уголовного кодекса Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона увеличиваются предельные размеры штрафов, предусмотренных статьей 183 УК РФ «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну».

За собирание сведений составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом, - с восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев, до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года;

За незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе  - со ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет.

За те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, предусмотренные часть третьей указанной статьи, - с двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет.

Для подготовки позиции РСПП законо-проект направлен в Комитет РСПП по собственности

 

690757-6
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона в статье 8.2 КоАП РФ следующим образом конкретизируются  состав административных правонарушений и санкции за несоблюдение экологических требований в сфере обращения с отходами:

- несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, хранении и захоронении отходов производства и потребления, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок
до девяноста суток;

- несоблюдение экологических и (или) санитарно-эпидемиологических требований при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, обращении с веществами, разрушающими озоновый слой, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

- несоблюдение или отсутствие установленных нормативов образования отходов производства и потребления - IV классов опасности и лимитов на их размещение, несоблюдение экологических требований и правил, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходамипроизводства и потребления - IV классов опасности, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере
двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц -
от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Заключение Комитета РСПП по экологии и природопользованию  

 

638178-6
О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации

Проектом федерального закона в Арбит-ражном процессуальном кодексе Российской Федерации закрепляется в качестве общего правила обязательное применение претензионного или иного досудебного порядка урегулирования споров. Исключения из этого правила касаются дел, особенности рассмотрения которых обусловливают необходимость оговорки о непримениии к ним в качестве общего правила устанавливаемого подхода: дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права неисполнение судебного акта в разумный срок, дела о несостоятельности (банкротстве), дела по корпоративным спорам, дела о защите прав и законных интересов группы лиц. В арбитражное процессуальное законодательство вводится судебный приказ, как ускоренная форма производства.

Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после использования досудебного порядка, если он установлен федеральным законом.

Для подготовки позиции РСПП законо-проект направлен в Комитет РСПП по собственности

3.     В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект законодательной инициативы

 

Примечание

754388-6
О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках

Проектом федерального закона закрепляется право физического лица представить специальную декларацию (далее - декларация), содержащую сведения:

- об имуществе, в отношении которого физическое лицо является собственником на дату представления декларации (включая имущество, переданное в доверительное управление), в том числе получившим право собственности на такое имущество от номинального владельца в порядке, установленном Федеральным законом.

В случае, если декларант является собственником имущества, указанного в декларации, получившим право собственности на это имущество от его номинального владельца в порядке, установленном Федеральным законом, декларация также должна содержать информацию о номинальном владельце этого имущества;

- о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых физическое лицо на дату представления декларации признается контролирующим лицом;

- об открытых на дату представления декларации физическим лицом счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, об открытии и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле";

- о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) физическое лицо на дату представления декларации признается бенефициарным владельцем в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,и финансированию терроризма", и описание оснований для признания этого физического лица бенефициарным владельцем.

Декларация представляется в налоговый орган декларантом лично либо через своего уполномоченного представителя, действующего на основании нотариально заверенной доверенности.

Декларант и (или) номинальный владелец, если информация о нем содержится в декларации, освобождается от уголовной ответственности при выявлении факта нарушения им законодательства Российской Федерации при приобретении (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, а также при совершении валютных операций и (или) зачислении денежных средств по счетам (вкладам), информация о которых содержится в декларации, по основаниям и в порядке, которые предусмотрены постановлением об амнистии, принимаемым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Декларант и (или) номинальный владелец, если информация о нем содержится в декларации, освобождается от административной ответственности при выявлении факта нарушения законодательства Российской Федерации при приобретении (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, а также при совершении валютных операций и (или) зачислении денежных средств по счетам (вкладам), информация о которых содержится в декларации.

Декларант и (или) номинальный владелец, если информация о нем содержится в декларации, освобождается от ответственности за налоговые правонарушения, совершенные при приобретении (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, а также при совершении валютных операций и (или) зачислении денежных средств по счетам (вкладам), информация о которых содержится в декларации.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по налоговой политикие

4.     Правоприменительная практика

 

 

31 марта 2015 года Конституционный Суд РФ в рамках рассмотрения жалобы ОАО «Газпром нефть» признал не соответствующим Конституции РФ положениепункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации». Федеральному законодателю предписано внести в действующее законодательство изменения, направленные на установление особенностей судебного рассмотрения дел об оспаривании актов федеральных органов государственной власти, которые не являются нормативными правовыми документами, но обладают нормативными свойствами.

(подробнее)

 

 

 

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации опубликован Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации. В Обзоре приводится практика по разрешению споров, связанных с защитой собственности и других вещных прав, разрешению споров о взыскании страхового возмещения по договору добровольного страхования имущества; споров, связанных с жилищными отношениями; споров, связанных с трудовыми отношениями; споров, связанных с семейными отношениями; споров, связанных с обеспечением социальной защиты граждан; приводятся примеры практики рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных отношений.   

(подробнее)

5.     События

 

10 марта 2015 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил Заместителю Министра-Руководителю Федерального агентства по управлению государственным имуществом О.К.Дергуновой замечания и предложения РСПП по проекту федерального закона «О защите прав юридических лиц при обращении в федеральную собственность для нужд Российской Федерации отдельных видов имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

                                                                                                            (подробнее)

 

12 марта 2015 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил:

 Министру РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий В.А.Пучкову заключение РСПП на проект Указа Президента РФ «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 204 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и в Положение, утвержденное этим Указом»;

                                                                                                               (подробнее)

 

Помощнику Президента Российской Федерации-начальнику Государственно-правового управления Л.И.Брычевой предложения РСПП к проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» в части определения критериев контроля за иностранными инвестициями в сфере недропользования, упрощения передачи права пользования и переоформления лицензий на пользование  недрами».

                                                                                                               (подробнее)

 

13 марта 2015 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил Министру РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А.Пучкову заключение РСПП на проект федерального закона  «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

                                                                                                                (подробнее)

 

 

20 марта 2015 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил:

Министру экономического развития РФ А.В. Улюкаеву замечания и предложения РСПП по проекту федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации», разработанному Минэкономразвития России;

(подробнее)

 

Заместителю Министра труда и социальной защиты Л.Ю. Ельцовой заключение РСПП на проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда)

(подробнее)

 

25 марта 2015 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил Заместителю Министра промышленности и торговли РФ Г.С. Никитину замечания и предложения экспертов РСПП по проектам нормативных правовых актов, направленных на реализацию Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации»

 

(подробнее)