ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА за период с 7 по 24 апреля 2015г.


ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

(информация за период с 7 по 24 апреля 2015г.)

 

1.              Федеральные законы, подписанные Президентом РФ.

 

2.                                      Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:

- в третьем чтении;

- во втором чтении;

- в первом чтении.

 

3.         Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.

 

4.                   Правоприменительная практика.

 

5.        События.

 

1.       Президентом Российской Федерации в период с 7 по 24 апреля 2015г. подписаны следующие

федеральные законы:

 

 

Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. № 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам исключения избыточных требований при оказании государственных услуг и осуществлении государственных функций»

(текст закона)

Федеральным законом вносятся изменения в отдельные законодательные акты РФ, предусматривающие отмену требований о предоставлении субъектами предпринимательской деятельности в органы государственной власти и органы местного самоуправления при предоставлении государственных услуг и при осуществлении государственных функций отдельных документов и сведений (копии учредительных документов, выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП).

 

 

2. Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:

 

2.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении

 

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной

инициативы

Краткое содержание

 

537948-6
О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона закрепляется обязанность Правительства Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливать порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах. Если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.

 

722959-6
О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона устанавливаются гарантии на получение лицензий с целью добычи полезных ископаемых при установлении факта открытия месторождения на участках акватории Балтийского моря, по которым право пользования недрами с целью геологического изучения было получено до вступления в силу Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

 

2.2. Законопроекты, принятые во втором чтении

 

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной

инициативы

Краткое содержание

 

394011-6
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
(в части усиления ответственности за преступления, связанные с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей)

Правительство Российской Федерации

Проект федерального закона относит к должностным лицам для целей привлечения к уголовной ответственности руководителей государственных компаний, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит государству или муниципальным образованиям. Одновременно в целях усиления ответственности должностных лиц статья 293 УК РФ «Халатность» дополняется новой частью, ужесточающей ответственность за халатность, повлекшую особо крупный ущерб в сумме свыше семи миллионов пятисот тысяч рублей.

Статья 7.32 КоАП РФ дополняется частью, устанавливающей ответственность за совершение действий (бездействие), результатом которых явилось неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которыми являются государство и муниципальные образования, повлекшее причинение существенного вреда интересам государства. Субъектами такого правонарушения будут являться должностные лица, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица.

 

2.3. Законопроекты, принятые в первом чтении

 

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной инициативы

Краткое содержание

Примечание

 

549514-6
О внесении изменений в статью 64 Трудового кодекса Российской Федерации

Депутаты Государственной Думы Д.И.Савельев, А.В.Кузьмина

Проектом федерального закона закрепляется обязанность работодателя по требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, сообщить причину отказа в письменной формев срок не позднее 7 дней со дня предъявления такого требования.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по рынку труда и социаль-ному партнерству

 

723854-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Депутаты Государственной Думы С.А.Гаврилов, В.И.Афонский и др.

Проектом федерального закона денежные средства, оставшиеся после полного погашения судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим и оплату услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей, направляются на погашение части обеспеченных залогом имущества должника требований конкурсных кредиторов, не погашенной из стоимости предмета залога. Денежные средства, оставшиеся после полного погашения указанных расходов, и требований кредиторов, обеспеченных залогом реализованного имущества, включаются в конкурсную массу.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по собственности

 

681794-6
О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "О связи"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона закрепляются категории телеканалов и (или) радиоканалов, относящихся к обязательным общедоступным:

общероссийские обязательные общедоступные телеканалы и (или) радиоканалы, определяемые Президентом Российской Федерации,

телеканалы, получившие право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексе на территории Российской Федерации;

региональные и муниципальные обязательные общедоступные телеканалы.

Перечень телеканалов, относящихся к региональным и муниципальным обязательным общедоступным телеканалам, включает для каждого субъекта Российской Федерации по два региональных телеканала, а для каждого муниципального образования субъекта Российской Федерации - по одному муниципальному телеканалу и определяется Правительством Российской Федерации. Устанавливается запрет для операторов связи на изменение телеканалов и (или) радиоканалов, включая совокупность теле-, радиопрограмм и (или) иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов при их распространении, за исключением случаев предварительного согласования возможности такого изменения с вещателями телеканалов и (или) радиоканалов, а также случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Устанавливается общее правило для операторов обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов получать сигнал таких телерадиоканалов путем присоединения своей сети связи к сети связи эфирной цифровой наземной трансляции мультиплексов.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по телекоммуникациям и информационным техно-логиям

 

717040-6
О биомедицинских клеточных продуктах

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона в целях регулирования отношений в сфере разработки и обращении биомедицинских клеточных продуктов:

- вводится актуализированный терминологический аппарат, включающий такие основные понятия, как «биологический материал», «клеточная линия», «разработчик биомедицинского клеточного продукта», «донорство биологического материала» и др.;

- определяются субъекты обращения клеточных продуктов (физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица, осуществляющие деятельность при обращении клеточных продуктов), а также их права и обязанности в сфере клеточных продуктов;

- устанавливаются принципы государственного контроля (надзора) в сфере обращения клеточных продуктов, включающие в себя лицензионный контроль в сфере производства клеточных продуктов и федеральный государственный надзор в сфере обращения клеточных продуктов;

- определяются условия и порядок получения биологического материала у донора для производства клеточного продукта, а также вводятся номы, позволяющие производить и использовать в медицинской деятельности персонифицированные клеточные продукты, содержащие клетки пациента.

Заключение РСПП

 

717759-6
О деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации

Депутаты Государственной Думы Н.В.Бурыкина, М.Х.Юсупов и др.

Проектом федерального закона устанавливаются основные понятия рейтинговой деятельности и условия ее осуществления. Рейтинговыми агентствами признаются юридические лица, основным видом деятельности которых является рейтинговая деятельность. Рейтинговыми агентствами могут стать российские юридические лица, а также иностранные юридические лица, имеющие обособленные подразделения на территории Российской Федерации, но не более чем на 24 месяца с даты вступления в силу положений проекта федерального закона.

Для всех рейтинговых агентств устанавливаются единые правила их деятельности, включая требования к независимости, предотвращению конфликта интересов, прозрачности и пересмотру методологий, рейтинговым комитетам и раскрытию информации о деятельности рейтинговых агентств.

Закрепляются полномочия Банка России по утверждению порядка и осуществлению аккредитации рейтинговых агентств и ведению их реестра, проведению проверок, направлению предписаний и применению иных мер воздействия.

Аккредитованные рейтинговые агентства наделяются правом применять как международную, так и национальную рейтинговую шкалу. При этом аккредитованные рейтинговые агентства не вправе отказываться от присвоения кредитных рейтингов и отзывать присвоенные кредитные рейтинги на основании и (или) в связи с решениями органов власти иностранных государств и иных международных публично-правовых образований.

Рейтинговые агентства, учрежденные на территории иностранных государств, вправе осуществлять деятельность на территории Российской Федерации при соблюдении следующих условий:

– иностранное рейтинговое агентство контролируется со стороны уполномоченного органа иностранного государства;

–  Банк России принял решение об эквивалентности правового регулирования иностранного государства требованиям Законопроекта;

–  Банк России и уполномоченный орган иностранного государства заключили соглашение о сотрудничестве.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по финансовым рынкам

 

750892-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона закрепляется право Правительства РФ устанавливать особенности планирования и осуществления закупок импортного оборудования, работ и услуг за рубежом в рамках крупных инвестиционных проектов, реализуемых государственными организациями и акционерными обществами, доля участия РФ в которых составляет более 50 процентов, либо инвестиционных проектов, которым оказываются меры государственной поддержки. При Правительстве РФ создается координационный орган, наделяемый полномочиями по:

формированию государственной политики в сфере закупок заказчиков в части содержания положений о закупках заказчиков, формирования планов закупок заказчиков;

отбору инвестиционных проектов, которым оказываются меры государственной поддержки;

рассмотрению результатов реализации государственной политики в сфере закупок заказчиков, а также результатов реализации инвестиционных проектов, по которым оказываются меры государственной поддержки.

Нормы законопроекта распространяются на: государственные корпорации и государственные компании; субъекты естественных монополий, годовая выручка которых за отчетный финансовый год превышает размер, установленный Правительством РФ; хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ превышает 50 процентов и годовая выручка которых за отчетный финансовый год превышает размер, установленный Правительством РФ; иные юридические лица ( в том числе на хозяйственные общества, имеющие в уставном капитале доли государственного участия, фонды и т.д.) при осуществлении ими закупок товаров, работ и услуг в рамках реализации инвестиционных проектов, которым оказываются меры государственной поддержки.

Заключение РСПП

 

714002-6
О внесении изменений в раздел V-1 Налогового кодекса Российской Федерации
(в части уточнения порядка проведения налогоплательщиками симметричных корректировок налоговой базы и сумм соответствующих налогов (убытков)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона расширяется перечень оснований для осуществления симметричных корректировок налоговой базы и сумм налогов налогоплательщиком, являющимся стороной контролируемой сделки, в случае применения другой стороной контролируемой сделки самостоятельной корректировки сумм налога в результате применения цен товаров (работ, услуг) в сделке, не соответствующих рыночным ценам.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по налоговой политике

 

714809-6
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона устанавливается запрет на выращивание и разведение генно-инженерно-модифицированных растений и животных на территории РФ, за исключением их использования для проведения научных экспертиз и научно-исследовательских работ. Вводятся процедуры контроля за выпуском генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду и мониторинга воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции с применением таких организмов или содержащей такие организмы, а также распространение на импортеров соответствующих организмов и продукции обязанности по прохождению необходимых регистрационных процедур. Правительство РФ наделяется правом запрещать ввоз на территорию РФ указанных организмов и продукции по результатам мониторинга.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по агропромышленному комплексу

 

723255-6
О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в статью 7 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона вводится новая редакция части 8.3 статьи 29 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которой допускается осуществление заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ. Устанавливаются особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в аукционах по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по лесному хозяйству и лесопромышленному комплексу

 

3.       В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект законодательной инициативы

 

Примечание

754662-6
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения состава объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня на Байкальской природной территории)

Проектом федерального закона предусматривается обязательность проведения государственной экологической экспертизы:

в пределах центральной экологической зоны Байкальской природной территории в отношении проектной документации всех объектов капитального строительства и реконструкции;

за пределами центральной экологической зоны в границах Байкальской природной территории только в отношении проектной документацииособо опасных, технически сложных и уникальныхобъектов.

Функции по проведению государственной экологической экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, не относящихся к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам, строительство, реконструкция которых предполагается в пределах центральной экологической зоны Байкальской природной территории передаются на уровень субъектов Российской Федерации.

Депутаты Государственной Думы М.В.Слипенчук, С.Ю.Тен и др.

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по экологии и природопользованию

764700-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части создания межведомственной системы контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении государственного оборонного заказа)

Проектом федерального закона в целях обеспечения государственного оборонного заказа закрепляются основные права и обязанности государственного заказчика, головного исполнителя, исполнителя. Устанавливаются критерии отбора уполномоченного банка, его основные права и обязанности, а также порядок банковского сопровождения. Регламентируется режим использования отдельного банковского счета и определяются операции, совершение которых не допускается по данному счету. Устанавливается порядок осуществления контроля распоряжений и предоставления информации о расчетах по государственному оборонному заказу. Закрепляются основные права и обязанности федерального органа в области обороны в сфере государственного оборонного заказа. Устанавливаются полномочия контролирующего органа в сфере оборонного заказа и права работников указанного органа при осуществлении контроля в указанной сфере, а также регламентируется порядок проведения соответствующих проверок.

Президент

Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комиссию РСПП по оборонно-промышленному комплесу

776910-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в части сокращения срока государственной регистрации)

Проектом федерального закона для государственной регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя устанавливается срок осуществления не более чем три рабочих дня со дня представления в регистрирующий орган.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по корпора-тивным отношениям

768260-6
О внесении изменений в статью 100 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (о праве заинтересованных лиц на доступ к имеющейся у таможенных органов информации о выпуске товаров)

Проектом федерального закона предусматривается дополнение  Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» нормами, закрепляющими право заинтересованных лиц на доступ к имеющейся у таможенных органов информации о выпуске товаров. Устанавливается порядок получения в таможенных органах информации о выпуске товаров, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также условия получения такой информации и сроки ее предоставления таможенными органами.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по интегра-ции, торгово-тамо-женной политике и ВТО

776943-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

Проектом федерального закона устанавливаются с 1 июля 2015 года единые для всех небанковских кредитных организаций требования к размеру уставного капитала (в отношении вновь регистрируемых) и к размеру собственных средств (капитала) (в отношении действующих) в сумме 90 млн. рублей. Предусматривается переходный период для небанковских кредитных организаций, имеющих на 1 июля 2015 г. размер собственных средств (капитала) ниже 90 млн. рублей, на продолжение деятельности при условии недопущения снижения размера собственных средств (капитала) ниже уровня, достигнутого на 1 июля 2015 г., с последующим доведением размера собственных средств (капитала) к 1 июля 2018 г. до уровня не менее 90 млн. рублей.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комиссию РСПП по банкам и банковской деятель-ности

777087-6
О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"

Проектом федерального закона:

- увеличиваются размеры страховых и компенсационных выплат в части возмещения вреда, причиненного имуществу физических лиц, с 360 до 500 тыс. рублей, имуществу юридических лиц с 500 до 750 тыс. рублей;

- увеличивается максимальный размер страховой суммы с 10 млн. до 100 млн. рублей для шахт угольной промышленности и иных объектов ведения подземных горных работ с численностью наибольшей рабочей смены более 50 человек, 50 млн. рублей – для аналогичных объектов с численностью менее 50 человек;

- расширяется перечень выгодоприобретателей, имеющих право на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего, а именно предусматривается осуществление страховых выплат супругу (супруге), родителям, детям умершего и гражданам, у которых потерпевший находился на иждивении, при отсутствии у потерпевшего иждивенцев;

- совершенствуется регулирование страховых тарифов путем предоставления Банку России права установления тарифного коридора.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по промыш-ленной безопасности

 

4.       Правоприменительная практика

 

 

Верховный суд Российской Федерации опубликовал следующие проекты постановлений Пленума ВС РФ:

- «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости»;

(подробнее)

 

- «О применении судами раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»;

(подробнее)

 

-О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации;

(подробнее)

 

5.       События

 

9 апреля 2015 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил:

 Статс-секретарю-заместителю Министра экономического развития РФ О.В.Фомичеву заключение Комитета РСПП по экологии и природопользованию на проект поправок Правительства РФ к проекту федерального закона № 386179-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и некоторые законодательные акты Российской Федерации».

(подробнее)

 

Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по науке и наукоемким технологиям В.А.Черешневу заключение РСПП на проект федерального закона № 717040-6 «О биомедицинских клеточных продуктах».

(подробнее)

 

15 апреля 2015 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил Первому заместителю Министра промышленности и торговли РФ Г.С.Никитину замечания экспертов РСПП по проектам нормативных правовых актов, разработанные в целях реализации Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации».

(подробнее)

 

20 апреля 2015 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил Председателю Государственной Думы ФС РФ С.Е.Нарышкину замечания ведущих бизнес-объединений (РСПП, ТПП РФ, «ОПОРА РОССИИ», «Деловая Россия») к проекту федерального закона № 504864-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (о совершенствовании нормативно-правового регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней)», принятому Государственной Думой ФС РФ во втором чтении.

(подробнее)

 

22 апреля 2015 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил Первому заместителю Министра экономического развития РФ А.Е.Лихачеву замечания РСПП к проекту федерального закона «О поддержке экспорта».

(подробнее)

 

21 апреля 2015 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил Помощнику Президента РФ А.Р.Белоусову обращение РСПП по проекту федерального закона № 750892-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридическх лиц».

(подробнее)

 

23 апреля 2015 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству А.Г.Аксакову заключение Комиссии РСПП по торговле и потребительскому рынку на проект федерального закона № 704631 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности».

 

(подробнее)