Обзор изменений законодательства за период с 15 по 28 сентября 2014 г.


ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

(информация за период с 15 по 28 сентября 2014 г.)

 

 

 

 

1.     Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:

- в третьем чтении;

- во втором чтении;

- в первом чтении.

 

2.     Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.

 

3.     Правоприменительная практика.

 

4.     События.

 

 

1. Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:

 

1.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении

 

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной

инициативы

Краткое содержание

 

413101-6
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона закрепляется право специально уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти утверждать совместно с Центральным банком Российской Федерации перечень документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения указанных документов, а также инструкцию по применению этого перечня.

 

501767-6
О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона устанавливается перечень операций, осуществление которых не может рассматриваться как нарушение кредитными организациями запрета на осуществление торговой деятельности. К таким операциям относятся продажа кредитными организациями:

- товаров, приобретенных с целью обеспечения своей деятельности;

- имущества, являющегося предметом залога при обращении на него  взыскания;

- имущества, полученного от заемщиков в качестве отступного в погашение ранее выданных кредитов;

- купля-продажа монет и банкнот в сувенирной упаковке.

 

1.2. Законопроекты, принятые во втором чтении

 

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной

инициативы

Краткое содержание

 

357559-6
О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

Президент Российской Федерации

Проектом федерального закона исключается в качестве единственного основания для возбуждения уголовного дела по статьям 198 - 1991 Уголовного кодекса Российской Федерации представление налогового органа. Закрепляется норма, предусматривающая при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 1991 Уголовного кодекса Российской Федерации, обязанность следователя при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее трех суток с момента поступления сообщения направить в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением копий обосновывающих его документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. Заключение и иные документы, составленные налоговым органом по результатам рассмотрения таких материалов, направляются следователю в срок не позднее 15 суток с момента их поступления и оцениваются им, после чего принимается решение о возбуждении уголовного дела или об отказе  в возбуждении уголовного дела.

 В случае если заключение и иные документы, составленные налоговым органом по результатам рассмотрения материалов, направленных следователем не поступили в течение 15 суток, решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела принимается без такого заключения.

 

546415-6
О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона закрепляется обязательность обновления картографической основы государственного кадастра недвижимости в срок не реже одного раза в десять лет.

 

1.3. Законопроекты, принятые в первом чтении

 

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной инициативы

Краткое содержание

Примечание

 

543486-6
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам исключения избыточных требований при оказании государственных услуг и осуществлении государственных функций

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона вносятся изменения в отдельные законодательные акты РФ, предусматривающие отмену требований о предоставлении субъектами предпринимательской деятельности в органы государственной власти и органы местного самоуправления при предоставлении государственных услуг и при осуществлении государственных функций отдельных документов и сведений (копии учредительных документов, выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП).

 

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по совершенствованию кон-трольно-надзорной дея-тельности и устранению административных барь-еров

 

538033-6
О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предусматривается:

разделение особых экономических зон по уровням на федеральные и региональные (с различным порядком создания и функционирования, объемом преференций);

возможность осуществления на территории федеральной ОЭЗ промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности (с заключением соответствующих соглашений с резидентами);

установление правовых основ создания и функционирования региональных ОЭЗ, в том числе целей и порядка их создания, процедуры регистрации резидентов, мер государственной поддержки;

законодательное закрепление понятий промышленных (индустриальных) парков, технопарков, агропромышленных парков, туристических парков, которые представляют собой формы региональных ОЭЗ;

возможность использования мер государственной поддержки региональных ОЭЗ, в том числе создания их инфраструктуры на основе механизма отложенных платежей (TIF);

возможность обустройства и оборудования только части территории федеральной ОЭЗ, где будут размещаться должностные лица таможенного органа в целях проведения таможенного контроля в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной экономической зоны.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по государственно-частному партнерству и инвес-тиционной политике

 

527750-6
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Правительство Российской Федерации

 Проектом федерального закона КоАП РФ дополняется нормой, устанавливающей административную ответственность за нарушение требований, обеспечивающих безопасность судоходства в зонах безопасности, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе РФ, а также требований по обеспечению безопасности таких искусственных островов, установок и сооружений.

Для судоводителя или иного лица, управляющего судном, за нарушение вышеуказанных требований предусматривается административная ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от трех до пяти тыс. рублей или лишения права управления судном на срок до 3 лет.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по энергетической политике и энергоэффективности

 

466456-6
О внесении изменения в статью 13-2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга

Проектом федерального закона закрепляется право вынесения Федеральной миграционной службой или ее уполномоченным территориальным органом решения о запрете работодателю или заказчику работ (услуг) в течение двух лет привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов в каждом из следующих случаев:

- неисполнения работодателем или заказчиком работ (услуг) принятых на себя обязательств перед высококвалифицированным специалистом, установленных в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", либо обязательных условий трудового договора или существенных условий гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенных с высококвалифицированным специалистом;

- привлечения работодателя или заказчика работ (услуг) за нарушение миграционного законодательства к административной ответственности два и более раза в течение одного года;

- представления работодателем или заказчиком работ (услуг) в ФМС России или ее уполномоченный территориальный орган поддельных или подложных документов, либо сообщения ими заведомо ложных сведений о себе или о привлекаемом к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранном гражданине.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по рынку труда и социаль-ному партнерству

 

537948-6
О внесении изменений в статью 195-1 Трудового кодекса Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона статья 195.1 Трудового кодекса РФ дополняется новой частью третьей, закрепляющей обязательность применения профессиональных стандартов организациями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами и иными организациями, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, муниципального образования превышает 50 процентов.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по профессиональному обу-чению и профессиональ-ным квалификациям

 

 

 

3.      В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект законодательной инициативы

 

Примечание

558677-6
О внесении изменений в статьи 306 и 307 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (о совершенствовании процедур включения в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности и исключения из него объектов интеллектуальной собственности)

Проектом федерального закона в качестве обязательного условия для включения по заявлению правообладателя объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, в отношении которых принимаются меры по защите прав данные объекты, связанные с приостановлением выпуска товаров, закрепляется обязательное требование по страхованию правообладателем риска ответственности за причинение вреда в пользу декларанта, собственника, получателя товаров или иных лиц. При этом страховая сумма должна быть не менее 300000 рублей.

 

Правительство Российской Федерации

     Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по интегра-ции, торгово-тамо-женной  политике и ВТО

592012-6
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части изменения статьи 19.6.1 Кодекса и увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные указанной статьей)

Проектом федерального закона предусматривается распространение на должностных лиц государственных или муниципальных учреждений, уполномоченных на осуществление контрольных функций, административной ответственности, установленной в статье 19.6.1 КоАП РФ для государственных и муниципальных служащих за несоблюдение требований о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле.

Одновременно предусматривается увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ст. 4.5 КоАП РФ) с двух месяцев до одного года.

 

Правительство Российской Федерации

     Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по совер-шенствованию кон-трольно-надзорной деятельности и уст-ранению администр-ативных барьеров

595456-6
О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (о назначении юридическим лицам административного наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела)

Проектом федерального закона закрепляются нормы, позволяющие судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, назначать юридическим лицам административное наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, указанного в санкции применяемой статьи КоАП РФ. Предельный размер назначаемого штрафа не может составлять менее половины минимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей.

Правительство Российской Федерации

     Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по совер-шенствованию кон-трольно-надзорной деятельности и уст-ранению администр-ативных барьеров

599011-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в части выдачи и обращения закладных в электронной форме)

 Проектом федерального закона закрепляются правила составления электронных закладных, их депозитарного учета, порядок изменения депозитария, последствия прекращения депозитарного учета электронной закладной. Определяется перечень обязательных сведений, которые должны содержаться в электронной закладной. Особенности депозитарного учета электронной закладной устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Правительство Российской Федерации

     Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по собствен-ности

595565-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (об установлении понятий «критически важный объект» и «потенциально опасный объект»)

Проектом федерального закона закрепляются нормы, определяющие понятия «территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов»; «критически важный объект»; «потенциально опасный объект».

Правительство Российской Федерации

     Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по промыш-ленной безопасности

597863-6
О государственной регистрации недвижимости

Проектом федерального закона предусматривается:

 введение единой учетно-регистрационной процедуры в отношении объектов недвижимости (исключение необходимости подачи отдельного заявления о кадастровом учете объекта недвижимости для последующей государственной регистрации права), а также ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) исключительно в электронной форме;

осуществление государственной регистрации прав, возникающих в силу закона, без заявления правообладателя или правоприобретателя на основании сведений, поступающих в порядке информационного взаимодействия от иных органов и нотариусов;

уточнение пределов правовой экспертизы при государственной регистрации прав (в том числе при нотариальном удостоверении сделок);

распределение ответственности за действия (бездействие) органов и лиц при государственной регистрации прав, в том числе ответственность органа по регистрации прав, государственных регистраторов прав, нотариусов, приведшие к возникновению убытков у граждан и юридических лиц;

уточнение видов и пределов гражданско-правовой ответственности органа по государственной регистрации прав;

сокращение сроков государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Правительство Российской Федерации

Замечания и предложения РСПП

 

4.     Правоприменительная практика

 

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь-июль 2014 года

(текст обзора)

В сентябре 2014 г. Верховным Судом Российской Федерации опубликован Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь-июль 2014 года. В разделах обзора, посвященных судебной практике по гражданским делам, приведены примеры судебных определений по делам об административных правонарушениях, искам о восстановлении на работе, даны разъяснения по вопросам, возникающим из публичных, пенсионных, трудовых и социальных правоотношений, вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, в виде извлечений из постановлений приведена информация о практике Европейского Суда по правам человека.

 

 

5. События

 

16 сентября 2014 г. Президент РСПП А.Н.Шохин направил Первому заместителю Председателя Правительства РФ И.И.Шувалову замечания и предложения РСПП по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 374 Налогового кодекса РФ», а также по проекту постановления Правительства РФ «О проведении в 2015 году переоценки в бухгалтерском учете крупных и средних предприятий промышленности, транспорта и связи отдельных категорий основных средств (оборудования) с истекшим сроком полезного использования».

(подробнее)

 

22 сентября 2014 г.  Президент РСПП А.Н.Шохин направил Помощнику Президента РФ – начальнику Государственно-правового управления Президента РФ Л.И.Брычевой предложения РСПП по проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах».

(подробнее)

 

24 сентября 2014 г. Президент РСПП А.Н.Шохин направил:

- Координатору Российской Трехсторонней комиссии, Заместителю Председателя Правительства РФ О.Ю.Голодец и Председателю Государственной Думы ФС РФ С.Е.Нарышкину предложения РСПП по проекту федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»;

(подробнее)

- Председателю Государственной Думы ФС РФ С.Е.Нарышкину предложения Комиссии РСПП по агропромышленному комплексу к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»;

(подробнее)

- Заместителю Председателя Правительства РФ, руководителю Правительственной комиссии по связи А.В.Дворковичу, Председателю Государственной Думы ФС РФ С.Е.Нарышкину, Министру связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Н.А.Никифорову предложения РСПП по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях».

(подробнее)

25 сентября 2014 г. Президент РСПП А.Н.Шохин направил Помощнику Президента РФ – начальнику Государственно-правового управления Президента РФ Л.И.Брычевой замечания и предложения РСПП к проекту федерального закона № 597863-6 «О государственной регистрации прав на недвижимость».

(подробнее)

26 сентября 2014 г. Президент РСПП А.Н.Шохин направил Председателю Государственной Думы ФС РФ С.Е.Нарышкину предложения РСПП по проекту федерального закона № 599584-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации».

 

(подробнее)