ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА за период с 14 по 30 сентября 2015г.

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

(информация за период с 14 по 30 сентября 2015г.)

 

 

Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:

- в третьем чтении;

- в первом чтении.

 

Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.

 

Правоприменительная практика.

 

События.

1. Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:

1.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении

 

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной

инициативы

Краткое содержание

 

602468-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", иные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона закрепляется норма, предусматривающая нераспространение его положений Федерального закона «О защите конкуренции» на отношения, урегулированные едиными правилами конкуренции на трансграничных рынках, контроль соблюдения которых относится к компетенции Евразийской экономической комиссии в соответствии с международным договором РФ. Устанавливаются новшества, определяющие понятие недобросовестной конкуренции, условия запрета на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации, введения в заблуждение, некорректного сравнения, запрета на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ и услуг. Полномочия антимонопольного органа дополняются функциями по контролю за предоставлением и использованием государственных или муниципальных преференций. Уточняется состав лиц, участвующих в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, порядок отвода членов комиссии по рассмотрению такого дела, порядок доступа лиц, участвующих в рассмотрении дела к материалам дела, содержащим коммерческую тайну. В соответствии с изменениями, вносимыми в Федеральный закон «О естественных монополиях» органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль за любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии, у которого доход от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий превышает 1% общего объема его дохода, приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых в соответствии с указанным Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10% стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии.

 

 

1.3. Законопроекты, принятые в первом чтении

 

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной инициативы

Краткое содержание

Примечание

 

658443-6
О внесении изменений в статью 142 Трудового кодекса Российской Федерации

Депутаты Государственной Думы В.Г.Соловьев, Н.И.Васильев и др.

Проектом федерального закона статья 142 Трудового кодекса Российской Федерации дополняется положением, предусматривающим сохранение за работником среднего заработка на период приостановления работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок свыше 15 дней.

Заключение РСПП

 

672438-6
О признании утратившими силу пунктов 2 и 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации

Депутаты Государственной Думы В.Ф.Шрейдер, С.Г.Каргинов

Проектом федерального закона из числа объектов капитального строительства экспертиза в отношении проектной документации которых не проводится, исключаются:

- жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

- многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.

Для подготовки позиции РСПП законо-проект направлен в Комиссию РСПП по строительному комп-лексу

 

732450-6
О внесении изменений в статьи 49 и 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации

Депутаты Государственной Думы М.Л.Шаккум, А.И.Фокин и др.

Проектом федерального закона исключается обязательное требование о проведении экспертизы проектной документации в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования), а также в случаях, если:

- для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство;

- для строительства, реконструкции объектов капитального строительства применяется повторно проектная документация объектов капитального строительства, получившая положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы (далее - типовая проектная документация);

- для строительства, реконструкции объектов капитального строительства применяется модификация типовой проектной документации, не затрагивающая конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства;

- для строительства, реконструкции объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, применяется модификация получившей положительное заключение экспертизы проектной документации (в том числе отдельных разделов проектной документации), не снижающая конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства, не изменяющая их качественные и функциональные характеристики, а также в случае, если строительство, реконструкция указанных объектов капитального строительства финансируются за счет средств соответствующих бюджетов, при условии, что указанная модификация проектной документации не приводит к увеличению сметы на строительство, реконструкцию;

- для строительства, реконструкции линейных объектов применяется модификация получившей положительное заключение экспертизы проектной документации (в том числе отдельных разделов проектной документации), не снижающая конструктивных и других характеристик надежности и безопасности линейных объектов и не изменяющая их качественных и функциональных характеристик, при условии, что указанная модификация проектной документации не приводит к увеличению сметы на строительство, реконструкцию линейных объектов.

Для подготовки позиции РСПП законо-проект направлен в Комиссию РСПП по строительному комп-лексу

 

817991-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и иные законодательные акты Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона  исключается из Федерального закона «О защите конкуренции» норма, предусматривающая возможность признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определенного товара не превышает 35%, за исключением случаев коллективного доминирования, а также случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем которого являются одно физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четырехсот миллионов рублей.

Для подготовки позиции РСПП законо-проект направлен в Комитет РСПП по разви-тию конкуренции

 

821534-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона устанавливается исчерпывающий перечень конкурентных способов осуществления закупки, а также основных требований к порядку осуществления закупок указанными способами. Предусматривается право хозяйственных обществ, а также их дочерних хозяйственных обществ присоединяться к положению о закупке основных хозяйственных обществ. Исключается обязанность заказчиков размещать на официальном сайте при закупке у единственного поставщика (подрядчика (исполнителя) документацию о закупке, протоколы, составленные в ходе закупки, проекты договоров.

Для подготовки позиции РСПП законо-проект направлен в  Комитет РСПП по разви-тию конкуренции

 

821579-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона закрепляется возможность применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности путем предоставления заказчикам права закупать у производителя как у единственного поставщика товары, производство которых создается или модернизируется и (или) осваивается на территории РФ на условиях, установленных решением Правительства РФ.

Для подготовки позиции РСПП законо-проект направлен в Комитет РСПП по разви-тию конкуренции

 

777087-6
О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона:

- увеличиваются размеры страховых и компенсационных выплат в части возмещения вреда, причиненного имуществу физических лиц, с 360 до 500 тыс. рублей, имуществу юридических лиц с 500 до 750 тыс. рублей;

- увеличивается максимальный размер страховой суммы с 10 млн. до 100 млн. рублей для шахт угольной промышленности и иных объектов ведения подземных горных работ с численностью наибольшей рабочей смены более 50 человек, 50 млн. рублей – для аналогичных объектов с численностью менее 50 человек;

- расширяется перечень выгодоприобретателей, имеющих право на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего, а именно предусматривается осуществление страховых выплат супругу (супруге), родителям, детям умершего и гражданам, у которых потерпевший находился на иждивении, при отсутствии у потерпевшего иждивенцев;

- совершенствуется регулирование страховых тарифов путем предоставления Банку России права установления тарифного коридора.

Для подготовки позиции РСПП законо-проект направлен в Комитет РСПП по про-мышленной безопас-ности

 

688038-6
О внесении изменений в статьи 346-45 и 346-46 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

Законодательное Собрание Челябинской области; Депутат Государственной Думы Р.М.Марданшин

Проектом федерального закона предлагается исключить из условий, при которых налогоплательщик утрачивает право применения патентной системы налогообложения (пункт 6 статьи 34645 Налогового кодекса Российской Федерации), несвоевременную оплату патента. Ответственность за несвоевременную оплату патента будет наступать по общему основанию в виде пени за каждый календарный день просрочки
(статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Для подготовки позиции РСПП законо-проект направлен в Комитет РСПП по налоговой политике

 

776943-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона устанавливаются с 1 июля 2015 года единые для всех небанковских кредитных организаций требования к размеру уставного капитала (в отношении вновь регистрируемых) и к размеру собственных средств (капитала) (в отношении действующих) в сумме 90 млн. рублей. Предусматривается переходный период для небанковских кредитных организаций, имеющих на 1 июля 2015 г. размер собственных средств (капитала) ниже 90 млн. рублей, на продолжение деятельности при условии недопущения снижения размера собственных средств (капитала) ниже уровня, достигнутого на 1 июля 2015 г., с последующим доведением размера собственных средств (капитала) к 1 июля 2018 г. до уровня не менее 90 млн. рублей.

Для подготовки позиции РСПП законо-проект направлен в Комиссию РСПП по банкам и банковской деятельности

 

801288-6
О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проект федерального закона предусматривает предоставление субъекту Российской Федерации права снижать вплоть до 10 процентов ставки налога на прибыль организаций в части поступающего в бюджет субъекта Российской Федерации для участников региональных инвестиционных проектов. Также предусмотрена возможность обнуления для таких налогоплательщиков ставки по налогу на прибыль организаций.

Для подготовки позиции РСПП законо-проект направлен в Комитет РСПП по налоговой политике

 

822516-6
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предлагается исключить часть 4 статьи 16.1 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за представление недействительных документов, которые могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений, на этапах, предшествующих таможенному декларированию товаров и их выпуску. Предусмотрено дополнение примечания к статье 16.2 КоАП РФ нормой, предусматривающей освобождение декларанта либо таможенного представителя от административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса в случае самостоятельного выявления после выпуска товаров нарушений, допущенных при таможенном декларировании товаров и добровольном сообщении в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, сведений о недекларировании товаров. При этом лица будут освобождаться от ответственности, если в отношении таких товаров не проводятся проверочные мероприятия, не выявлены административные правонарушения и отсутствует задолженность по уплате таможенных платежей.

 

Для подготовки позиции РСПП законо-проект направлен в Комитет РСПП по интеграции, торгово-таможенной  политике и ВТО

 

800660-6
О внесении изменения в часть 1 статьи 131 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предлагается освободить от уплаты таможенных сборов за совершение действий, связанных с выпуском товаров, валюту государств – членов Таможенного союза, иностранную валюту (за исключением используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги, выпушенные в обращение.

Поддерживается

РСПП

 

797841-6
О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона содержание понятий "страховой случай" и "профессиональное заболевание" приводится в соответствие с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которому право на получение страховых выплат также предоставляется в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая. Понятие "заработок застрахованного" осовременивается с учетом действующего законодательства РФ. Конкретизируются нормы, связанные с обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний физических лиц, выполняющих работу на основании гражданско-правового договора. Увеличивается время подачи заявления о регистрации в качестве страхователя с 10 до 30 дней. В качестве минимальной социальной гарантии предполагается использовать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день обращения за назначением обеспечения по страхованию. признается утратившей силу норма, согласно которой не реже одного раза в год страховщик обеспечивал осуществление проверки своей финансово-хозяйственной деятельности специализированной аудиторской организацией.

Для подготовки позиции РСПП законо-проект направлен в Комитет РСПП по рынку труда и социальному партнерству

 

822082-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части наделения государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" функциями по проведению процедуры банкротства страховых организаций

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» наделяется функциями по проведению банкротства страховых организаций. Законопроектом определяются процедуры:

- осуществления конкурсного производства в деле о банкротстве страховой организации, в том числе порядок взаимодействия конкурсного управляющего – представителя Агентства с Банком России;

- установления требований кредиторов в ходе конкурсного производства в деле о банкротстве страховой организации;

- ликвидации страховой организации;

- банкротства отсутствующей страховой организации.

Для подготовки позиции РСПП законо-проект направлен в Комиссию РСПП по страховой деятельности

 

855485-6
О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проект  федерального закона предусматривает возможность ограничения судом Российской Федерации на основе принципа взаимности юрисдикционного иммунитета иностранного государства, если установлено, что в иностранном государстве, в отношении которого возник вопрос о юрисдикционном иммунитете, Российской Федерации предоставляется юрисдикционный иммунитет в более ограниченном объеме, чем тот, который предоставляется иностранному государству.

Для подготовки позиции РСПП законо-проект направлен в Комитет РСПП по собственности

2. В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект законодательной инициативы

 

Примечание

827806-6
О внесении изменения в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за непредоставление первичных статистических данных)

Проектом федерального закона излагается в новой редакции статья 13.19 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных данных в установленном порядке или несвоевременное представление этих данных либо предоставление недостоверных данных. Размер налагаемого административного штрафа увеличивается с трех - пяти тысяч рублей до десяти - двадцати тысяч рублей (для должностных лиц) и до двадцати - семидесяти тысяч рублей (для юридических лиц). Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц – от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в  Комитет РСПП по совер-шенствованию конт-рольно-надзорной деятельности и ус-транению админи-стративных барь-еров

848302-6
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части предотвращения нарушений заказчиком положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок на стадиях планирования и исполнения контракта)

Проектом федерального закона закрепляется административная ответственность заказчика за нарушение положений Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении планирования закупок и исполнении контракта в виде административного штрафа, налагаемого на должностных лиц:

- за составление и утверждение плана закупок, плана-графика закупок в нарушение требований законодательства РФ о контрактной системе в размере от двадцати до тридцати тыс. рублей;

- за несоблюдение установленных законодательством РФ о контрактной системе порядка и формы обоснования закупок в размере десяти тыс. рублей;

- за нарушение порядка и сроков проведения обязательного общественного обсуждения закупок, а равно непроведение обязательного общественного обсуждения закупок в размере тридцати тыс. рублей.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по развитию конкуренции

887724-6
О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации

Проектом федерального предусматривается:

распространить налоговые льготы по доходам от операций по реализации или иного выбытия акций российских организаций (долей участия в уставном капитале российских организаций) на облигации российских организаций и инвестиционные паи;

сократить срок владения физическим и юридическим лицом акциями и облигациями российских организаций, а также инвестиционными паями, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, для признания дохода от операций по их реализации не подлежащим налогообложению (облагаемым по налоговой ставке 0 процентов) с пяти лет до одного года.

Предлагаемые изменения будут действовать с момента вступления законопроекта в силу до 31 декабря 2022 г., после чего вступят в силу действующие в настоящее время нормы.

 

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по государс-твенно-частному партнерству и инвес-тиционной политике

891249-6
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов

Проектом федерального закона исключается обязательное проведение органами местного самоуправления оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов муниципальных образований и экспертизы действующих нормативных правовых актов муниципальных образований. Устанавливается возможность проведения ОРВ и экспертизы в инициативном (по желанию органов местного самоуправления) порядке. Для городских округов, являющихся административными центрами субъектов РФ, сохраняется обязательность проведения ОРВ и экспертизы. Из предметной области ОРВ, проводимой на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, исключаются сферы бюджетных правоотношений, установления налогов и сборов, тарифной политики.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по совер-шенствованию конт-рольно-надзорной деятельности и ус-транению админи-стративных барь-еров

Правоприменительная практика

 

 

Верховный Суд РФ опубликовал постановление Пленума ВС РФ от 29 сентября 2015г. № 14 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности». В постановлении даются разъяснения по возникающим в судебной практике вопросами, связанными с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности.

(подробнее)

События

24 сентября 2015 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Министру Российской Федерации М.А.Абызову позицию РСПП по проекту федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации, подготовленному Минэкономразвития России.

(подробнее)

 

28 сентября 2015 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил:

Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации-Руководителю Аппарата Правительства РФ С.Э.Приходько замечания РСПП по проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с усилением ответственности за нарушения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов», подготовленному Минсельхозом России;

(подробнее)

 

Помощнику Президента РФ – начальнику Государственно-правового управления Президента РФ Л.И.Брычевой заключение РСПП на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несосотоятельности (банкротстве) и отдельные законодательные акты российской Федерации в части регулирования вопросов применения процедур наблюдения и финансового оздоровления»;

(подробнее)

 

Заместителю Председателя Верховного Суда РФ Т.А.Петровой предложения по внесению изменений в проект постановления Пленума ВС РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении вопросов, возникающихв в ходе исполнительного производства».

(подробнее)

 

30 сентября 2015 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Председателю Правительства РФ Д.А.Медведеву предложения РСПП по вопросу реализации моратория на неналоговые платежи в части определения размера платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным транспортом дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную массу свыше 12 тонн.

(подробнее)