ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА за период с 1 по 24 декабря 2015г.

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

(информация за период с 1 по 24 декабря 2015г.)

 

Федеральные законы, подписанные Президентом РФ.

 

Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:

- в третьем чтении;

- в первом чтении.

 

Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.

 

События.

 

Президентом Российской Федерации в период с 1 по 24 декабря 2015г. подписаны следующие

федеральные законы:

 

 

Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 372-ФЗ «О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона "О банках и банковской деятельности»

(текст закона)

Федеральным законом устанавливается квота иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, действующих на территории Российской Федерации, в размере 50 %, определяется перечень инвестиций, которые не будут включаться в расчет квоты, а также порядок действий Банка России в случае ее превышения.

В расчет иностранных инвестиций в уставные капиталы кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, не включаются иностранные инвестиции:

- осуществленные в уставные капиталы кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, и финансируемые за счет прибыли указанных кредитных организаций, полученной в Российской Федерации или репатриированной в Российской Федерации из-за рубежа;

- осуществленные имеющими лицензию на осуществление банковских операций дочерними кредитными организациями иностранных банков в уставные капиталы кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, а также все последующие инвестиции указанных организаций в уставные капиталы кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций;

- осуществленные до 1 января 2007 года в уставные капиталы кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций;

- осуществленные в уставные капиталы кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, приватизация которых осуществлялась после 22 августа 2012 года;

- составляющие 51% и более акций (долей) уставного капитала кредитной организации, имеющей лицензию на осуществление банковских операций, осуществленные после 1 января 2007 года при условии нахождения указанных акций (долей) в собственности инвестора в течение 12 и более лет, если Банк России по истечении указанного срока не принял решение о продолжении включения указанных инвестиций в расчет и не опубликовал это решение.

 

 

2. Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:

 

2.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении

 

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной

инициативы

Краткое содержание

 

788111-6
Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона  подробно регулируются вопросы, связанные с заключением арбитражного соглашения, а также устанавливает общие требования к лицам, выступающим в качестве арбитров. При этом предусматривается иммунитет арбитров от гражданско-правовой ответственности, за исключением ответственности в рамках гражданского иска по уголовному делу.

Устанавливается, что в Российской Федерации новые постоянно действующие арбитражные учреждения могут создаваться только при некоммерческих организациях (НКО). Такое арбитражное учреждение вправе осуществлять свою деятельность при условии получения НКО, при которой оно создано, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом Правительства Российской Федерации на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства. Указанный Совет создается при уполномоченном ФОИВе, который утверждает его состав, а также положение о порядке его создании и деятельности. Не допускается создание одного постоянно действующего арбитражного учреждения одновременно при двух и более НКО. Определен перечень требований, которым должны соответствовать НКО, при которых создается постоянно действующее арбитражное учреждение.

Иностранные арбитражные учреждения признаются постоянно действующими арбитражными учреждениями при условии получения ими права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. Такое право предоставляется им, если они имеют широко признанную международную репутацию.

Устанавливаются общие требования к правилам (регламентам) арбитражного учреждения. Предусматривается, что постоянно действующее арбитражное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с опубликованными депонированными правилами арбитража. При этом допускается возможность принятия постоянным арбитражным учреждением нескольких правил (регламентов): правила арбитража внутренних споров; правила международного коммерческого арбитража; правила арбитража корпоративных споров и т.д. Кроме того, предусматривается обязательное создание в постоянно действующем арбитражном учреждении коллегиального органа – комитета по назначениям, который разрешает вопросы, связанные с формированием состава третейского суда (назначение, отводы арбитров (третейских судей) и т.д.).

 

827806-6
О внесении изменения в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предлагается установить размер административного штрафа за нарушение порядка предоставления первичных статистических данных в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб. для должностных лиц и от 20 тыс. до 70 тыс. руб. для юридических лиц. Повторное совершение такого административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц – от 100 тыс. до 150 тыс. руб.

 

837877-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предлагается распространить нормы Федерального закона "О противодействии отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" на отношения, предусматривающие участие иностранных юридических образований, в т.ч. трастов, в целях выявления их бенефициарных владельцев. Для этого базовый закон дополняется понятием «иностранная структура без образования юридического лица», под которым предлагается понимать форму осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления собственностью, траст и иное аналогичное образование, учрежденное в соответствии с законодательством иностранного государства (территории), и не являющееся юридическим лицом по иностранному праву (указанное понятие ранее было введено Федеральным законом "О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)").

Расширяется понятие "клиент", к которому предлагается отнести также иностранную структуру без образования юридического лица (ИСбОЮЛ). Определяется перечень подлежащих установлению сведений о клиенте – ИСбОЮЛ. Устанавливается обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, принимать также меры по идентификации бенефициарных владельцев ИСбОЮЛ.

Закрепляется запрет кредитным организациям открывать и вести счета (вклады) на анонимных владельцев ИСбОЮЛ. Предусматривается возможность кредитных организаций, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, отказывать в обслуживании ИСбОЮЛ при наличии подозрений в совершении операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

 

647361-6
О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

Депутаты Государственной Думы В.А.Язев, А.Н.Ткачев, Н.В.Бурыкина, М.А.Мукабенова, Д.И.Савельев

Проектом федерального закона устанавливается, что при покупке физическим лицом ювелирных изделий на сумму, не превышающую 40 тыс. руб., либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40  тыс. руб., а также при использовании персонифицированного электронного средства платежа для совершения покупки физ. лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу, на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тыс. руб., идентификация клиента – физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

 

776943-6
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона:

- с 01.07.2016 г. устанавливается единые для всех видов небанковских кредитных организации (НКО) требования к минимальному размеру уставного капитала (в отношении вновь регистрируемых) и к размеру собственных средств (капитала) (в отношении действующих) в сумме 90 млн. руб. При этом НКО, размер собственных средств (капитала) которой на 01.07.2016 г. ниже 90 млн. руб., сможет продолжить деятельность при условии недопущения снижения размера собственных средств (капитала) ниже уровня, достигнутого на 01.07.2016 г., с последующим доведением размера собственных средств (капитала) к 01.07.2019 г. до уровня не менее 90 млн. руб.;

- расширяются основания, по которым ЦБ РФ обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций у НКО, если последняя, имея на 01.07.2016 г. размер собственных средств (капитала) равный или менее 90 млн. руб., допускает в течение 3-х месяцев подряд снижение размера собственных средств (капитала) или если такая организация не выполнила требования ЦБ РФ об установлении определенного размера собственных средств (капитала) до 01.07.2019 г.;

- устанавливается обязанность головной кредитной организации банковской группы ежеквартально раскрывать промежуточную консолидированную финансовую отчетность, информацию о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом;

- вводится новый вид небанковских кредитных организаций – "кредитная организация - центральный контрагент" (ЦК). Присвоение статуса ЦК осуществляется ЦБ РФ. Допустимые сочетания банковских операций для небанковской ЦК устанавливаются ЦБ РФ. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого ЦК на день подачи ходатайства о гос. регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 300 млн. руб. Минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается для ЦК в сумме 300 млн. руб.

 

928122-6
Об установлении коэффициента-дефлятора на 2016 год и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Депутаты Государственной Думы А.М.Макаров, О.Ю.Баталина и др.

Проектом федерального закона предлагается:

- установить на 2016 г. значение коэффициента-дефлятора, применяемого для исчисления ЕНВД, в размере 1,798 (равный действующему в 2015 г.);

- продлить до 31.12.2017 г. возможность применения фиксированного курса ЦБ РФ на 01.07.14 г. для расчета предельной величины процентов по контролируемой задолженности, подлежащих включению в состав расходов по налогу на прибыль организаций, возникшей до 01.10.14 г.;

- продлить на 2016 г. действие "нулевой" ставки НДС по авиаперевозкам в Крым и г. Севастополь (с 01.01.2016 г. до 01.01.2017 г.).

 

887724-6
О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предлагается:

- распространить налоговые льготы по НДФЛ (освобождение от налогообложения) и налогу на прибыль организаций (налоговая ставка 0%) в отношении доходов от операций по реализации или иного выбытия акций российских организаций (долей участия в уставном капитале российских организаций) также и на облигации российских организаций и инвестиционные паи;

- сократить срок владения физическим и юридическим лицом акциями и облигациями российских организаций, а также инвестиционными паями, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, для признания дохода от операций по их реализации, не подлежащим налогообложению (облагаемым по налоговой ставке 0%) с 5 лет до 1 года. Предлагаемые изменения будут действовать до 31.12.2022 года включительно (после чего вступят в силу действующие в настоящее время нормы).

 

632829-6
О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предлагается изменить подход к гос. регулированию платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций в части расчета уровня стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину.

В субъекте Российской Федерации будут устанавливаться стандартизированные тарифные ставки для всех территориальных сетевых организаций на едином уровне. Указанные стандартизированные тарифные ставки дифференцируются исходя из состава мероприятий по технологическому присоединению, обусловленных в том числе видами и техническими характеристиками объектов электросетевого хозяйства, уровнем напряжения в точке присоединения энергопринимающих устройств, максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств и категорией надежности энергоснабжения, и по иным установленным Федеральным законом основаниям в соответствии с основами ценообразования в  области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Расходы территориальных сетевых организаций на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в части, превышающей размер расходов на осуществление указанных мероприятий, исходя из которого рассчитаны стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, не подлежат учету при государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике.

 

658443-6
О внесении изменений в статью 142 Трудового кодекса Российской Федерации

Депутаты Государственной Думы В.Г.Соловьев, Н.И.Васильев и др.

Проектом федерального закона предлагается дополнить статью 142 Трудового кодекса Российской Федерации положением, предусматривающим сохранение за работником среднего заработка на период приостановления работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок свыше 15 дней.

 

672438-6
О внесении изменений в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

Депутаты Государственной Думы В.Ф.Шрейдер, С.Г.Каргинов и др.

Проектом федерального закона:

устанавливается, что в случае, если строительство и реконструкция осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то государственная экспертиза проектной документации не проводится в отношении жилых домов с количеством этажей не более чем 3, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает 10 и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки) и многоквартирных домов с количеством этажей не более чем 3, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает 4, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования. При этом предусматривается, что проведение экспертизы проектной документации указанных объектов капитального строительства не требуется и в случае, если разрешения на строительство указанных объектов капитального строительства выданы до дня вступления в силу Федерального закона;

- продлевается до 31 декабря 2016 года возможность предоставления градостроительных планов земельных участков в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, в отношении земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов.

 

664656-6
О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона:

- устанавливаются дополнительные квалификационные требования к лицу, претендующему на приобретение статуса кадастрового инженера: наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки высшего образования, перечень которых утверждается Минэкономразвития России, или высшего образования и дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений; наличие опыта работы не менее 2-х лет, в течение которых под руководством кадастрового инженера принимал участие в подготовке и проведении кадастровых работ;

- вводится обязанность кадастровых инженеров раз в 3 года проходить обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в размере не менее 40 часов. В отношении кадастровых инженеров, действие квалификационного аттестата которых было приостановлено в связи с допущенными ими нарушениями при подготовке документов вводится требование о прохождении обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в размере не менее 80 часов;

- предусматривается возможность приостановления действия квалификационного аттестата кадастрового инженера по заявлению самого кадастрового инженера ввиду объективных причин  (поступление на военную, государственную гражданскую или муниципальную службу, избрания в законодательные (представительные) органы власти, длительной (более трех месяцев) временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске по беременности и родам и др.), а также возможность досудебного обжалования решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в течение 30 календарных дней с даты принятия такого решения в административном порядке через апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб на решения органа кадастрового учета;

- закрепляется требование об обязательности членства кадастровых инженеров в саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности.

 

744685-6
О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предусматривается создание на территории Российской Федерации государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети.

В целях повышения эффективности использования государственных систем координат, обеспечивающих выполнение геодезических работ в составе иных видов деятельности, включая кадастровую деятельность, создаются геодезические сети специального назначения. Регламентируется создание и ведение федерального, ведомственных и региональных фондов пространственных данных, фонда пространственных данных, используемых в целях обеспечения обороны, а также перечень сведений, входящих в состав указанных фондов пространственных данных.

Предусматривается, что геодезическая или картографическая деятельность, за исключением геодезической или картографической деятельности, осуществляемой военнослужащими и гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежит лицензированию.

Материалы и (или) данные, полученные в результате выполнения картографических работ, включая топографические карты, сведения единой электронной картографической основы, а также материалы и (или) данные, полученные в результате дистанционного зондирования Земли, отнесены к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности.

 

811646-6
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона:

 определяется порядок принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и о ее списании;

- распределяются с 01.01.2017 г. между федеральным (50%) и региональными (50%) бюджетами поступления платы за предоставление федеральными гос. органами, федеральными казенными учреждениями сведений, документов, содержащихся в гос. реестрах (регистрах), ведение которых осуществляется данными гос. органами, учреждениями в случае, когда предоставление указанных документов осуществляется через МФЦ;

- Минфин России наделяется правом: привлекать агентов, назначаемых Правительством Российской Федерации, по вопросам хранения полученных Минфином России сертификатов ценных бумаг и (или) учета прав и перехода прав на указанные ценные бумаги;

-  размещение средств на депозитах Внешэкономбанка включается в состав операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета;

- приостанавливается до 01.01.2017 г. применение бюджетной меры принуждения в виде назначения уполномоченного по бюджету;

- уточняется, что Внешэкономбанк вправе привлекать в депозиты средства федерального бюджета в порядке, который определяется Правительством Российской Федерации;

-  субъектам Российской Федерации предоставляется право вводить в течение 2016 года ведомственные перечни гос. (муниц.) услуг и работ в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ.

 

392898-6
О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона устанавливается, что при размещении отходов, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями, при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяется коэффициент 0,3.

Из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

До 1 января 2019 года планы снижения выбросов и сбросов, установленные статьей 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды», признаются планами мероприятий по охране окружающей среды или программами повышения экологической эффективности, указанными в пункте 11 статьи 163 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

До 1 января 2019 года в случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение шести месяцев (в случае строительства очистных сооружений для очистки сточных вод - в течение двенадцати месяцев) после наступления сроков, определенных планами снижения выбросов и сбросов, установленными статьей 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды», исчисленная за соответствующие отчетные периоды плата за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, подлежит пересчету и внесению в бюджетную систему Российской Федерации.

 

669214-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части внесения денежного залога и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде и информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предусматривается:

- возможность внесения денежных средств (денег) в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде. В подтверждение принятия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов таможенные органы оформляют таможенную расписку в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

- формирование правовых механизмов обмена сведениями о таких банковских гарантиях между ФТС России и банками, иными кредитными организациями обладающими правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов;

- возможность внесение денежного залога с применением электронных терминалов, платежных терминалов или банкоматов.

Закрепляются основания, при наличии одного из которых таможенный орган отказывает в приеме банковской гарантии.

 

933136-6
О внесении изменения в статью 176-1 Налогового кодекса Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона снижается с 10 млрд. до 7 млрд. руб. совокупной суммы налогов, уплаченных налогоплательщиком-организацией за предшествующие 3 календарных года, по достижении которой налогоплательщик имеет право на использование механизма заявительного порядка возмещения НДС без предоставления в налоговые органы банковской гарантии (применяется к порядку возмещения налога на добавленную стоимость по налоговым декларациям, представленным за налоговые периоды, начиная с первого квартала 2016 года).

 

254695-6
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросу уточнения законодательных актов Российской Федерации, содержащих положения о лицензировании отдельных видов деятельности)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в 8 законодательных актов Российской Федерации, касающихся лицензирования, в соответствие с нормами Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Лицензирование нотариальной деятельности заменяется на квалификационную аттестацию лиц, желающих заниматься этой деятельностью.

Устанавливается перечень лиц, которым запрещается осуществление частной детективной (сыскной). В Федеральный закон "Об оружии" вводится освобождение граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, от обязанности не реже одного раза в 5 лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием. При этом указанные лица должны представить в органы внутренних дел, выдавшие разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, документы, подтверждающие прохождение ими службы в соответствующей организации и наличие у них воинского либо специального звания или классного чина юстиции.

В КоАП Российской Федерации предусматривается увеличение размера санкций за осуществление с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией):

при негрубом нарушении штраф для юр. лиц – от 100 тыс. до 150 тыс. руб.

В Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации":

- устанавливаются критерии отнесения хоз. обществ, хоз. партнерств, производственных кооперативов, сель.хоз.потреб. кооперативов, КФХ и ИП к субъектам МСП;

- закрепляется порядок формирования и ведения ФНС России единого реестра субъектов МСП. На основе сведений, внесенных в данный реестр, будут формироваться перечни субъектов статистических наблюдений;

- устанавливается, что сведения об утвержденных перечнях государственного имущества и муниципального имущества (предназначенного для имущественной поддержки субъектов МСП), а также об изменениях, внесенных в такие перечни, подлежат представлению в корпорацию развития МСП в целях проведения мониторинга оказания поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Состав указанных сведений, сроки, порядок и форма их представления устанавливаются Минэкономразвития России. Уточняется компетенция корпорации развития МСП.

Переносится с 01.01.2016 на 01.01.2017 срок вступления в силу нормы Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", которая предусматривает, что в случае неисполнения обязанности по закупкам у субъектов МСП в течение календарного года (как в отношении объема закупок, так и в отношении размещения отчетов о закупках у субъектов МСП) заказчик в течение следующего календарного года начиная с 1 февраля обязан руководствоваться Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

 

715451-6
О внесении изменений в статью 51 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части уточнения указываемой в заявке на участие в открытом конкурсе информации)

Депутаты Государственной Думы В.В.Климов, В.В.Гутенев и др.

Проектом федерального закона пункт 5 части 2 статьи 51 Федерального закона дополняется нормой, предусматривающей возможность предоставления в составе заявки платежного поручения о перечислении обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе без отметки банка или незаверенной банком копии платежного поручения.

 

723854-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Депутаты Государственной Думы С.А.Гаврилов, В.И.Афонский и др.

Проектом федерального закона денежные средства, оставшиеся после полного погашения судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим и оплату услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей, направляются на погашение части обеспеченных залогом имущества должника требований конкурсных кредиторов, не погашенной из стоимости предмета залога. Денежные средства, оставшиеся после полного погашения указанных расходов, и требований кредиторов, обеспеченных залогом реализованного имущества, включаются в конкурсную массу.

 

817606-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Депутаты Государственной Думы В.И.Афонский, И.Н.Игошин и др.

Проектом федерального закона в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вносятся изменения, позволяющие обеспечить оперативность и конфиденциальность при проведении закупок товаров, работ, услуг, используемых в процессе осуществления оперативно-разыскной деятельности.

Так, законопроектом часть 1 статьи 93 Федерального закона дополняется пунктом 44, устанавливающим возможность закупки товаров, работ, услуг в целях обеспечения оперативно-разыскной деятельности у единственного поставщика. При этом руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, наделяется полномочием по утверждению перечня таких товаров, работ, услуг.

 

891249-6
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона исключается обязательное проведение органами местного самоуправления оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов муниципальных образований и экспертизы действующих нормативных правовых актов муниципальных образований. Устанавливается возможность проведения ОРВ и экспертизы в инициативном (по желанию органов местного самоуправления) порядке. Для городских округов, являющихся административными центрами субъектов РФ, сохраняется обязательность проведения ОРВ и экспертизы. Из предметной области ОРВ, проводимой на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, исключаются сферы бюджетных правоотношений, установления налогов и сборов, тарифной политики.

 

894179-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения деятельности репозитария

Правительство Российской Федерации

Проект федерального закона выделяет в самостоятельный лицензируемый вид деятельности новую структуру финансового рынка "репозитарии" и устанавливает требования к такой деятельности. Предусматривается, что репозитарной деятельностью признается осуществляемая на основании лицензии Банка России деятельность по оказанию услуг по сбору, фиксации, обработке и хранению информации о заключенных не на организованных торгах договорах репо, договорах, являющихся производными финансовыми инструментами, договорах иного вида, предусмотренных нормативными актами Банка России, а также по ведению реестра указанных договоров. Указанную деятельность могут осуществлять биржа, клиринговая организация, центральный депозитарий, расчетный депозитарий, не имеющий статуса центрального депозитария.

Предусматриваются правила и требования к осуществлению репозитарной деятельности

Устанавливается, что если стороны намерены заключить более одного договора репо, договора, являющегося производным финансовым инструментом, и (или) договора иного вида, объектом (одним из объектов) которого являются драгоценные металлы, такие договоры могут заключаться на условиях, определенных генеральным соглашением (единым договором).

 

942065-6
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона положения ГПК РФ и АПК РФ приводятся к единообразию путем установления в них принципа единого функционального (ограниченного) иммунитета иностранного государства. Кодексы дополняются новыми главами, устанавливающими особенности рассмотрения дел с участием иностранного государства. Предусматривается порядок предъявления иска к иностранному государству, направления и вручения иностранному государству судебных извещений и иных процессуальных документов. Устанавливается подведомственность и подсудность рассмотрения дел с участием иностранного государства, определяются процессуальные права и обязанности иностранного государства и его представителей, а также особенности предварительного судебного заседания по рассмотрению таких дел и особенности вынесения заочного решения, участие государственных органов Российской Федерации в делах с участием иностранного государства.

В Федеральном законе "Об исполнительном производстве" предусматриваются особенности исполнения решения суда, вынесенного в отношении иностранного государства, порядок обращения взыскания на его имущество.

 

953408-6
О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона увеличивается срок представления специальной декларации в рамках добровольного декларирования физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках по 30 июня 2016 года включительно.

 

2.2. Законопроекты, принятые в первом чтении

 

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной инициативы

Краткое содержание

Примечание

 

902547-6
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электричес-ким транспортом

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона вводится  административную ответственность за:

- несоблюдение требований по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, предусмотренных Правилами, в виде административного штрафа на водителей в размере 2,5 тыс. руб., на должностных лиц - 20 тыс. руб.;на юридических лиц - 200 тыс. руб.;

- допуск водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими инструктажей, предусмотренных Правилами в виде административного штрафа на должностных лиц в размере 10 тыс. руб.;
на юридических лиц - 30 тыс. руб.;

- осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил в виде административного штрафа на водителей в размере 1,5 тыс. руб., на должностных лиц - 10 тыс. руб.; на юридических лиц - 25 тыс. руб.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по транспорту

 

887446-6
О внесении изменений в Кодекс административного судопроиз-водства Российской Федерации и отдельные федеральные законы

Верховный Суд Российской Федерации

Проектом федерального закона в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации вносятся изменения, устанавливающие упрощенную форму производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций в виде вынесения судебного приказа.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП ао собственности

 

892341-6
О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совер-шенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетичес-ких систем и объектов электроэнергетики

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органов исполнительной власти наделяются полномочиями по установлению обязательных требований в области электроэнергетики.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по электроэнергетике

 

914182-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона вводятся понятия "эксплуатация гидротехнического сооружения" и "владелец гидротехнического сооружения", а также уточняются обязанности владельца гидротехнического сооружения. На владельцев гидротехнических сооружений возлагается обязанность обеспечивать своевременное продление срока эксплуатации гидротехнического сооружения в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, а также определяется их ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в Российском регистре гидротехнических сооружений.

Вводится классификация гидротехнических сооружений в зависимости от последствий возможных аварий. В соответствии с данной классификацией все гидротехнические сооружения будут разделены на четыре класса:

I класс - гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности;

II класс - гидротехнические сооружения высокой опасности;

III класс - гидротехнические сооружения средней опасности;

IV класс - гидротехнические сооружения низкой опасности.

В отношении гидротехнических сооружений I класса будет реализован режим постоянного надзора. Плановые проверки организаций, осуществляющих эксплуатацию гидротехнических сооружений I и II класса, будут проводиться не чаще одного раза в год, III класса - одного раза в три года. Плановые проверки гидротехнических сооружений IV класса производиться не будут.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по промышленной безопас-ности

 

953192-6
О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон от 24 ноября 2014 года № 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)"

Депутаты Государственной Думы С.Е.Нарышкин, В.А.Васильев и др.

Проектом федерального закона:

 - уточняется порядок расчета прибыли контролируемой иностранной компании (КИК) и ее и учета для целей налогообложения;

- устраняется возможность повторного налогообложения дивидендов, полученных из прибыли КИК, которая уже подлежала налогообложению;

- увеличивается срок ликвидации КИК до 01.01.2018 г. Предусматриваются льготы для контролирующих лиц до окончания срока действия обстоятельств, увеличивающих срок ликвидации (соблюдение прав акционеров, проверки, судебные разбирательства и прочие обстоятельства), при условии принятия решения о ликвидации КИК до 01.01.2017 г.

- исключается необходимость подтверждения стоимости имущества, получаемого при ликвидации, в виде его фактической оплаты;

- уточняются правила освобождения от налогообложения прибыли КИК, являющихся эмитентом обращающихся облигаций, в связи с размещением которых возникли долговые обязательства как российских, так и иностранных организаций перед этими иностранными компаниями;

- уточняются  требования к подтверждению того, что иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым у Российской Федерации имеется международный договор по вопросам налогообложения;

- уточняются правила налогообложения доходов контролирующих и иных лиц по отношению к иностранным структурам без образования юридического лица в связи с передачей прав бенефециара между близкими родственниками.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по налоговой политике

 

883511-6
О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона уточняются требования к наименованию (фирменному наименованию) субъектов страхового дела, к оплате уставного капитала страховых организаций, положения, касающиеся объединений страховщиков, а также обществ взаимного страхования (устраняется ограничение, связанное с невозможностью создания обществ взаимного страхования исключительно юридическими лицами). Предусматривается признание объединений страхователей (выгодоприобретателей, застрахованных лиц) участниками страховых отношений и наделение их представителей правом входить в состав коллегиальных исполнительных органов объединений субъектов страхового дела (в случае, если это предусмотрено их уставом).

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в  Комиссию РСПП по страховой деятельности

 

894973-6
О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона дифференцируется административное наказание за несвоевременный возврат и за невозврат резидентом в Российской Федерации денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российской Федерации товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, установив, что на виновное должностное лицо или юр. лицо накладывается штраф:

- за несвоевременный возврат денежных средств в Российской Федерации – в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы, несвоевременно возвращенных денежных средств за каждый день просрочки;

- за невозврат денежных средств в Российской Федерации – в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российской Федерации.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по интеграции, таможенно-тарифной политике и ВТО

 

898189-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона в базовый Федеральный закон вносятся изменения, закрепляющие :

- полномочия ФОИВа, осуществляющего федеральный государственный энергетический надзор в сфере теплоснабжения по проведению проверок теплоснабжающих и теплосетевых организаций (при этом плановые проверки потребителей тепловой энергии законопроектом не предусматриваются);

- полномочия федеральных органов в сфере теплоснабжения по разработке требований безопасности в сфере теплоснабжения, не относящихся к продукции или связанных с требованиями к продукции, процессам эксплуатации;

- обязанность теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.

Кроме того, законопроектом вводится понятие федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по промышленной безопас-ности

 

911054-6
О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации

Депутаты Государственной Думы А.М.Макаров, О.Ю.Баталина и др.

Проектом федерального закона исключаются из числа сведений, составляющих налоговую тайну, сведения о налогоплательщиках – организациях в части:

- среднесписочной численности работников организации за календарный год и совокупной суммы доходов работников организации за предшествующий календарный год, в случае если среднесписочная численность работников организации  составляет более 2человек;

- сумм уплаченных в  предшествующем году налогов и сборов (по конкретным налогам, сборам), без учета сумм налогов (пошлин, сборов), уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

- сумм доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности налогоплательщика.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по налоговой политике

 

В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект законодательной инициативы

 

Примечание

951060-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"

Проектом федерального закона предусматривается уточнение порядка определения перечня вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах; установление возможности декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда на рабочих местах; совершенствование норм, обеспечивающих защиту информации, составляющей государственную и иную, охраняемую законом тайну, при ее передаче в составе сведений о результатах специальной оценки условий труда и др. тайну

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по рынку труда и социальному партнерству

954158-6
О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части приведения категорий запасов углеводородного сырья в соответствие с Классификацией запасов и ресурсов нефти и горючих газов)

Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в целях приведения категорий запасов углеводородного сырья, используемых при подсчете и учете запасов полезных ископаемых в государственном балансе запасов полезных ископаемых, в соответствие с Классификацией запасов и ресурсов нефти и горючих газов.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по энергети-ческой политике и энергоэффективности

943920-6
Об основах технического учета объектов капитального строительства

Проектом федерального закона устанавливаются общие правовые и организационные основы технического учета объектов капитального строительства, обязанность обеспечить информационную полноту, необходимую для обеспечения государственного контроля в сфере градостроительной деятельности. Закрепляются полномочия органов государственной власти разных уровней в области технического учета объектов капитального строительства, права и обязанности организаций технической инвентаризации, а также их ответственность. Деятельность по осуществлению технического учета и инвентаризации является коммерческой деятельностью, осуществляемой уполномоченными государственными организациями на основании возмездного договора.

Депутаты Государственной Думы А.Г.Сидякин, П.Р.Качкаев и др.

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по собствен-ности

957581-6
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Проектом федерального закона предлагается новая редакция Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В проекте осуществлена полная кодификация федерального законодательства об административных правонарушениях, при этом проект предусматривает также кодификацию законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. В проекте объединены нормы, устанавливающие:

- общие положения  законодательства об административных правонарушениях;

- правила разграничения полномочий в области законодательства об административных правонарушениях между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- принципы административной ответственности;

- перечень видов административного наказания и правила назначения административного наказания;

- перечень оснований и правила освобождения от административной ответственности и административного наказания;

- административную ответственность за нарушение федерального законодательства;

- правила осуществления производства по делам об административных правонарушениях, включая правила применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, перечни органов и должностных лиц, уполномоченных возбуждать дела об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях, правила рассмотрения дел об административных правонарушениях и жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, а также правила исполнения административных наказаний.

Депутаты Государственной Думы В.А.Васильев, В.Н.Плигин,

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по собствен-ности

 

События

 

1 декабря 2015 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил Статс-секретарю-заместителю Министра экономического развития РФ О.В.Фомичеву заключения РСПП об оценке регулирующего воздействия на следующие проекты федеральных законов:

 

проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (в части порядка выплаты дивидендов акционерным обществом)»;

(подробнее)

 

проект федерального закона «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;

(подробнее)

 

проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

(подробнее)

 

3 декабря 2015 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил Председателю Комитета Государственной думы ФС РФ по бюджету и налогам А.М.Макарову предложения и замечания РСПП к проекту федерального закона № 911054-6 «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса РФ».

(подробнее)

 

4 декабря 2015 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил Заместителю Председателя Правительства РФ А.Г.Хлопонину обращение в связи с внесением в Правительство РФ проекта распоряжения «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров (продукции), в том числе потребительской упаковки таких товаров (продукции), после утраты потребительских свойств».

(подробнее)

 

10 декабря Президент РСПП А.Н. Шохин направил:

 

 Министру юстиции РФ А.В.Коновалову заключение РСПП на проект закона Республики Саха (Якутия) «О социальной и экологической ответственности компаний – природопользователей на территории Республики Саха (Якутия)»;

(подробнее)

 

Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ В.И.Кашину заключение РСПП на проект федерального закона № 934761-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения (закачки) сточных вод, промышленных сточных вод и отходов в пластах горных пород».

(подробнее)

 

23 декабря 2015 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по охране здоровья С.И. Фургалу заключение РСПП на проект федерального закона № 921240-6 «О внесении изменений  в статью 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

(подробнее)

 

24 декабря 2015 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил Помощнику Президента РФ – начальнику государственно-правового управления Президента РФ Л.И.Брычевой заключение Комитета РСПП по экологии и природопользованию на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирания вопросов возмещения вреда окружающей среде и ликвидации накопленного вреда окружающей среде».

 

(подробнее)