ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА с 17 февраля по 2 марта 2015г.


ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

(информация за период с 17 февраля по 2 марта 2015г.)

 

 

 

1.                                     Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:

- в третьем чтении;

- во втором чтении;

- в первом чтении.

 

2.        Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.

 

3.      Правоприменительная практика

 

4.       События.

 

1. Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:

 

1.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении

 

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной

инициативы

Краткое содержание

 

47538-6
№ 47538-6/9 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Президент

Российской Федерации

Проектом федерального закона закрепляется понятие обязательства, а также альтернативного и факультативного обязательств; устанавливается порядок применения общих положений об обязательствах; вводится понятие и форма независимой гарантии, обеспечительного платежа и применения правил об обеспечительном платеже; закрепляется порядок возмещения потерь, возникших в случае наступления определенных в договоре обстоятельств; устанавливается порядок прекращения обязательства на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления и т.д.

 

260190-6
О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

Правительство

Российской Федерации

Проектом федерального закона в части первой статьи 178 УК РФ закрепляется следующее диспозиция деяния: «Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере».

Доходом в крупном размере в данной статье признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере  - двести пятьдесят миллионов рублей; крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей, а особо крупным ущербом - тридцать миллионов рублей.

 

246960-6
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

Президент

Российской Федерации

Проект федерального закона закрепляет порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также порядок рассмотрения и разрешения других административных дел, возникающих из административных или иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

 

527750-6
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Правительство

Российской Федерации

Проектом федерального закона КоАП РФ дополняется нормой, устанавливающей административную ответственность за нарушение требований, обеспечивающих безопасность судоходства в зонах безопасности, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе РФ, а также требований по обеспечению безопасности таких искусственных островов, установок и сооружений.

Для судоводителя или иного лица, управляющего судном (в том числе маломерным, за нарушение вышеуказанных требований предусматривается административная ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот тыс. рублей с лишением права управления судном до трех лет; на должностных лиц - от трехсот до пятисот тыс. рублей, на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

 

638964-6
О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации

Правительство

Российской Федерации

Проектом федерального закона полномочия Правительства РФ по рассмотрению материалов и принятию решений о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов и сборов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, предаются в ФНС России

 

675906-6
О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации

Депутаты Государственной Думы Г.Я.Хор, В.П.Водолацкий и др.

Проектом федерального закона устанавливается,  что в целях определения предельной величины процентов, подлежащих включению в состав расходов по налогу на прибыль организаций в период с 1 июля 2014 года по 31 декабря 2015 года, положения пункта 2 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении долговых обязательств, возникших до 1 октября 2014 года, применяются с учетом следующих особенностей: величина контролируемой задолженности, выраженная в иностранной валюте, определяется  по курсу Центрального банка Российской Федерации на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода, но не превышающем курсы, установленные Центральным банком Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2014 года; величина собственного капитала на последнее число каждого отчетного (налогового) периода, определяется без учета соответствующих положительных (отрицательных) курсовых разниц, возникших вследствие переоценки требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к рублю Российской Федерации, установленных Центральным банком Российской Федерации с 1 июля 2014 года по последнее число отчетного (налогового) периода, на которое определяется коэффициент капитализации. Предельная величина процентов, подлежащих включению в состав расходов по налогу на прибыль организаций в период с 1 декабря 2014 года по 31 декабря 2014 года, при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика, принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную в 3,5 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях.

 

639025-6
О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

Правительство

Российской Федерации

Проектом федерального закона предусматривается, что в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения срока полезного использования, который устанавливается поставщиком контрольно-кассовой техники, но не более 10 лет.

 

1.2. Законопроекты, принятые во втором чтении

 

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной

инициативы

Краткое содержание

 

684142-6
О внесении изменения в статью 47 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"

Правительство

Российской Федерации

Проектом федерального закона предлагается продлить до 1 марта 2018 года срок действия норм Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в части установления предельных максимальных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев.

 

1.3. Законопроекты, принятые в первом чтении

 

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной инициативы

Краткое содержание

Примечание

 

669214-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части внесения денежного залога и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде и информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях

Правительство

Российской Федерации

Проектом федерального закона закрепляются нормы, предусматривающие возможность внесения денежного залога с применением электронных терминалов, а также через платежные терминалы или банкоматы. Одновременно меняется порядок подтверждения принятия таможенными органами обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а также возврата (зачета) денежного залога в случае, когда плательщиком предоставлено иное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Устанавливается возможность возврата денежного залога в случае, когда плательщиком предоставлено иное обеспечение, например в виде банковской гарантии. Предусматривается возможность предоставления в таможенные органы банковских гарантий, оформленных в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по интеграции, торгово-таможенной  политике и ВТО

 

667404-6
О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в федеральные законы "Об обществах с ограниченной ответственностью" и "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов)

Правительство

Российской Федерации

Проектом федерального закона учредителям (участникам) юридического лица (на первом этапе - только ООО) предоставляется возможность действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, путем принятия общим собранием участников (учредителей) соответствующего решения. Для ООО сохраняется также возможность действовать  на основании индивидуализированных уставов, то есть с указанием в уставе индивидуальных сведений об ООО и положений, не предусмотренных типовым уставом. Такой документ будет существовать в традиционной бумажной форме. В связи с этим законопроектом предлагается предусмотреть два вида устава общества: устав, утвержденный учредителями (участниками) общества ("индивидуализированный устав"), и типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом (типовой устав).

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по корпоративным отношениям

 

607024-6
О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

Депутаты Государственной Думы С.А.Гаврилов, А.Б.Выборный и др.

Проектом федерального закона предлагается включить в число разрешенных
валютных операций зачисление средств, получаемых от нерезидентов в результате: отчуждения внешних ценных бумаг, выплаты в виде накопленного процентного (купонного) дохода в соответствии с условиями выпуска принадлежащих физическому лицу - резиденту внешних ценных бумаг, выплаты иных доходов по внешним ценным бумагам (в том числе дивидендов, выплат по облигациям, векселям, выплат при уменьшении уставного капитала эмитента внешней ценной бумаги), выплаты дохода, полученного от передачи в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг управляющему - нерезиденту, а также выплаты при прекращении (частичном прекращении) договора доверительного управления.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по собственности

 

674850-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

Правительство

Российской Федерации

Проектом федерального закона закрепляется право органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля запрашивать при организации и проведении проверок документы и информацию от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам  или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и информация, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Запрещается требовать от подконтрольных лиц предоставления документов, включая разрешительные документы, которые находятся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, а при проведении плановых выездных проверок - требовать предоставления указанных документов, находящихся также в распоряжении иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров

 

694962-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Правительство

Российской Федерации

Проектом федерального закона установленный Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" перечень требований к участникам закупки дополняется требованием о том, что местом регистрации участника закупки не является офшорная зона, а также устанавливается обязанность комиссии по осуществлению закупок проверять соответствие участника закупки таким требованиям.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по развитию конкуренции

 

3.      В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект законодательной инициативы

 

Примечание

723255-6
О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в статью 7 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства

Проектом федерального закона вводится новая редакция части 8.3 статьи 29 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которой допускается осуществление заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ. Устанавливаются особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в аукционах по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины.

Правительство

Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по лесному хозяйству и лесопромыш-ленному комплексу

714002-6
О внесении изменений в раздел V-1 Налогового кодекса Российской Федерации (в части уточнения порядка проведения налогоплательщиками симметричных корректировок налоговой базы и сумм соответствующих налогов (убытков))

Проектом федерального закона расширяется перечень оснований для осуществления симметричных корректировок налоговой базы и сумм налогов налогоплательщиком, являющимся стороной контролируемой сделки, в случае применения другой стороной контролируемой сделки самостоятельной корректировки сумм налога в результате применения цен товаров (работ, услуг) в сделке, не соответствующих рыночным ценам.

Правительство

Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по налоговой политике

717040-6
О биомедицинских клеточных продуктах

Проектом федерального закона в целях регулирования отношений в сфере разработки и обращении биомедицинских клеточных продуктов:

- вводится актуализированный терминологический аппарат, включающий такие основные понятия, как «биологический материал», «клеточная линия», «разработчик биомедицинского клеточного продукта», «донорство биологического материала» и др.;

- определяются субъекты обращения клеточных продуктов (физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица, осуществляющие деятельность при обращении клеточных продуктов), а также их права и обязанности в сфере клеточных продуктов;

- устанавливаются принципы государственного контроля (надзора) в сфере обращения клеточных продуктов, включающие в себя лицензионный контроль в сфере производства клеточных продуктов и федеральный государственный надзор в сфере обращения клеточных продуктов;

- определяются условия и порядок получения биологического материала у донора для производства клеточного продукта, а также вводятся номы, позволяющие производить и использовать в медицинской деятельности персонифицированные клеточные продукты, содержащие клетки пациента.

Правительство

 Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по индустрии здоровья

721717-6
О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О банке развития" (в части поддержки отечественных проектов, реализуемых за рубежом)

Проектом федерального закона Внешэкономбанк наделяется полномочиями по участию:

- в реализации инвестиционных проектов (в том числе за рубежом), направленных на повышение конкурентоспособности экономики РФ, включая агропромышленный комплекс (в том числе высокотехнологичной продукции);

- в проектах, реализуемых РФ в рамках содействия международному развитию;

- в обеспечении финансовой и гарантийной поддержки реализации промышленной продукции, произведенной на территории иностранных государств, при условии, что доля российских комплектующих в указанной продукции составляет не менее 30 процентов ее себестоимости (включая стоимость сопутствующих работ (услуг), технологически обусловленных (необходимых) и неразрывно связанных с производством данной промышленной продукции).

Правительство

Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по международному сотрудничеству

 

4.      Правоприменительная практика

 

26 фераля 2015 года Конституционный Суд РФ рассмотрел дело о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации. Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба ОАО «Газпром нефть» о праве налогоплательщиков оспорить неправомерную, по их мнению, позицию, выраженную в акте с нормативными свойствами (письмо Федеральной налоговой службы РФ от 21 авгута 2013 г. о налоге на добычу полезных ископаемых)

(подробнее)

 

5.      События

 

17 февраля 2015 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Председателю Государственной Думы ФС РФ С.Е.Нарышкину предложения РСПП по проекту федерального закона № 718203-6 «Об отчете Правительства РФ и информации Центрального банка РФ о реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году».

(подробнее)

 

18 февраля 2015 года  Президент РСПП А.Н.Шохин направил Заместителю Министра экономического развития РФ О.В.Фомичеву заключение РСПП на проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части обеспечения обязанности по раскрытию информации о бенифициарных владельцах юридического лица).

(подробнее)

 

19 февраля 2015 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил:

 

Председателю Правительства РФ Д.А.Медведеву обращение РСПП в связи с принятием Государственной Думой ФС РФ в первом чтении проекта федерального закона № 632833-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике»;

(подробнее)

 

Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н.Плигину заключение Комитета РСПП по экологии и природопользованию на проект федерального закона № 690757-6  «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации».

(подробнее)

 

24 февраля 2015 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Помощнику Президента Российской Федерации-начальнику Государственно-правового управления Л.И.Брычевой заключения Комиссии РСПП по агропромышленному комплексу и Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре на проект федерального закона № 526047-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии»;

(подробнее)

 

25 февраля 2015 года  Президент РСПП А.Н.Шохин направил Заместителю Министра экономического развития РФ О.В.Фомичеву заключение Комитета РСПП по экологии и природопользованию на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещения вреда окружающей среде и ликвидации прошлого экологического ущерба».

(подробнее)

 

27 февраля 2015 года  Президент РСПП А.Н.Шохин направил Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по финансовому рынку Н.В.Бурыкиной предложения РСПП по проекту федерального закона № 647361-6 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», принятом Государственной Думой ФС РФ в первом чтении.

(подробнее)

 

2 марта 2015 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил:

 

Председателю Государственной Думы ФС РФ С.Е.Нарышкину заключение Комиссии РСПП по телекоммуникациям и информационным технологиям на проект федерального закона № 386184-6 «О внесении изменений в статьи 2 и 24 Федерального закона «О связи»;

(подробнее)

 

Руководителю Федеральной антимонопольной службы И.Ю.Артемьеву предложения РСПП по поправкам ФАС России к проекту федерального закона № 602468-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции».

 

(подробнее)