ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
(информация за период с 19января по 1 февраля 2016г.)
Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:
Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.
1. Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:
1.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении
|
Номер и наименование законопроекта |
Субъект права законодательной инициативы |
Краткое содержание |
|
892355-6 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона устанавливается порядок судебного рассмотрения дел об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами. В АПК РФ устанавливается, что дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, прав на топологии интегральных микросхем, прав на секреты производства (ноу-хау), прав на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, прав использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, рассматриваются Судом по интеллектуальным правам по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, предусмотренными законопроектом; - в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации устанавливается, что дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка РФ, государственных внебюджетных фондов, в т.ч. Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации в качестве суда первой инстанции по правилам КАС РФ, предусмотренным для производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, с некоторыми особенностями, предусмотренными законопроектом. Суды субъектов Российской Федерации (краевые, областные, городские и т.д.) наделяются полномочиями по рассмотрению в качестве суда первой инстанции административных дел об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований. |
|
766233-6 |
Депутаты Государственной Думы П.В.Крашенинников, В.В.Пинский и др. |
Проектом федерального закона Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» дополнен положениями о территориальных подразделениях общественных организаций и ассоциаций (союзов), а также правилами об особенностях процедуры выхода из состава учредителей (участников) некоммерческой корпорации. |
|
872697-6 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона: - предоставляется право управляющим компаниям интегрированных структур на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения при условии нахождения не менее 51% их акций (долей) в федеральной собственности и (или) собственности Госкорпорации "Ростех" и размещения остальных акций (долей) в собственности российских физических и юридических лиц; - исключается возможность продления права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, организациям - разработчикам и производителям продукции военного назначения, вошедшим в различные интегрированные структуры, после завершения ими исполнения имеющихся контрактных обязательств. Предусматривается, что право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, предоставленное в соответствии с Федеральным законом "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу законопроекта) организациям, уже входящим в состав интегрированных структур и не соответствующим требованиям, установленным Федеральным законом «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», будет сохранено до полного исполнения этими организациями обязательств по внешнеторговым контрактам в области военно-технического сотрудничества, возникших до дня вступления в силу законопроекта. Соответственно, новые контракты в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами такие организации заключать не смогут. |
|
941995-6 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона устанавливается запрет на предоставление гос. (муниц.) поддержки в форме субсидий и бюджетных инвестиций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в форме гос. (муниц.) гарантий иностранным юр. лицам, включая офшорные компании. Офшорные компании, а также российские юр. лица, в уставном (складочном) капитале которых доля участия офшорных компаний в совокупности превышает 50%, не вправе являться получателями субсидий и бюджетных инвестиций. Офшорные компании не вправе являться принципалами и (или) бенефициарами по гос. или муниц. гарантиям, а российские юр. лица, в уставном (складочном) капитале которых доля участия офшорных компаний в совокупности превышает 50%, – принципалами по таким гарантиям. При этом сохраняется право предоставления гос. гарантий Российской Федерации в целях оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг), а также в случаях предоставления гос. или муниц. гарантий в обеспечение исполнения обязательств, по которым невозможно установить бенефициара в момент предоставления гарантии или бенефициарами является неопределенный круг лиц. Предусматривается, что обязательным условием, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий юр. лицам (за исключением субсидий гос. (муниц.) учреждениям), а также бюджетных инвестиций), является запрет приобретения за счет указанных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий. Росатом и Роскосмос наделяются полномочиями заключать договоры с юр. лицами, не являющимися гос. (муниц.) учреждениями и ГУПами (МУПами), об участии в собственности таких юр. лиц.. |
|
724609-6 |
Депутаты Государственной Думы Г.Я.Хор, А.М.Макаров и др. |
Проектом федерального закона уточняется понятие "контролируемая задолженность" при включении процентов по долговым обязательствам в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль для налогоплательщиков – российских организаций. Предусматривается, что задолженность может быть признана контролируемой, в случаях, если: - кредитор – иностранное лицо прямо или косвенно участвует в российской организации-заемщике; - кредитор является взаимозависимым лицом иностранного лица, которое имеет долю участия в организации-заемщике; - долговое обязательство выдано под гарантию (поручительство) иностранного лица, которое является взаимозависимым с организацией заемщиком. Определяются условия, при которых задолженность не признается контролируемой, в целях устранения необоснованных налоговых обременений при выплате процентов в тех случаях, когда кредит выдан независимым российским банком (не являющимся взаимозависимым с заемщиком), но под поручительство (гарантию) иностранного взаимозависимого с заемщиком лица. |
|
953192-6 |
Депутаты Государственной Думы С.Е.Нарышкин, В.А.Васильев и др. |
Проектом федерального закона: - уточняется порядок расчета прибыли контролируемой иностранной компании (КИК) и ее учета для целей налогообложения; - устраняется возможность повторного налогообложения дивидендов, полученных из прибыли КИК, которая уже подлежала налогообложению; - увеличивается срок ликвидации КИК до 01.01.2018 г. - предусматриваются льготы для контролирующих лиц до окончания срока действия обстоятельств, увеличивающих срок ликвидации (соблюдение прав акционеров, проверки, судебные разбирательства и прочие обстоятельства), при условии принятия решения о ликвидации КИК до 01.01.2017 г.; - исключается необходимость подтверждения стоимости имущества, получаемого при ликвидации, в виде его фактической оплаты (с целью исключения необоснованного прироста стоимости ("capital gain") и исключения принятия имущества к учету по завышенной стоимости); - предоставляется освобождение от налогообложения не только контролирующим лицам ликвидируемых КИК, но и иным акционерам, участникам, пайщикам, учредителям, не признаваемым контролируемыми лицами, при условии соблюдения требований к процедуре ликвидации; - уточняется порядок применения ставки 0% по доходам в виде дивидендов, полученным иностранными организациями, самостоятельно признавшими себя налоговыми резидентами Российской Федерации. Применение такой ставки возможно при наличии в обособленном подразделении на территории Российской Федерации документов, служащих основанием для исчисления и уплаты соответствующих налогов; - уточняются правила освобождения от налогообложения прибыли КИК, являющихся эмитентом обращающихся облигаций, в связи с размещением которых возникли долговые обязательства как российских, так и иностранных организаций перед этими иностранными компаниями; - уточняются требования к подтверждению того, что иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым у Российской Федерации имеется международный договор по вопросам налогообложения; - уточняются правила налогообложения доходов контролирующих и иных лиц по отношению к иностранным структурам без образования юридического лица в связи с передачей прав бенефециара между близкими родственниками. |
|
894973-6 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона дифференцируется административное наказание за несвоевременный возврат и за невозврат резидентом в Российской Федерации денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российской Федерации товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности. Устанавливается, что на виновное должностное лицо или юр. лицо накладывается штраф: - за несвоевременный возврат денежных средств в Российской Федерации – в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы, несвоевременно возвращенных денежных средств за каждый день просрочки; - за невозврат денежных средств в Российской Федерации – в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российской Федерации. |
1.2. Законопроекты, принятые в первом чтении
|
Номер и наименование законопроекта |
Субъект права законодательной инициативы |
Краткое содержание |
Примечание |
|
875984-6 |
Депутаты Государственной Думы В.Н.Плигин, Д.Ф.Вяткин и др. |
Проектом федерального закона вносится изменение в часть первую статьи 303 "Фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности" Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающее установление ответственности за фальсификацию доказательств по гражданскому, административному делу лицом, участвующим в деле, или его представителем, а равно фальсификацию доказательств по делу об административном правонарушении участником производства по делу об административном правонарушении или его представителем. |
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по собственности |
|
906310-6 |
Депутаты Государственной Думы В.В.Гутенев, В.Ю.Максимов и др. |
Проектом федерального закона вводится новый критерий идентификации газораспредели-тельных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления в качестве опасных производственных объектов, аналогичный критериям их классификации – давление транспортируемого (используемого) газа 0,005 Мпа. |
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по промышленной безопас-ности |
|
938845-6 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона закрепляются полномочия Ростехнадзора запрашивать и получать от кредитных организаций в рамках проверки полноты и достоверности представляемых сведений саморегулируемыми организациями, а также в ходе контрольно-надзорных мероприятий, данные по операциям, связанным с формированием, размещением и использованием средств компенсационных фондов. Одновременно вводится обязанность кредитной организации выдавать по запросу органа надзора за саморегулируемыми организациями справки о наличии вкладов (депозитов), выписки по операциям по вкладам (депозитам) саморегулируемой организации; введение обязанности саморегулируемой организации по раскрытию информации о российской кредитной организации, в которой размещены средства компенсационного фонда саморегулируемой организации. С этой целью изменения вносятся также в Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности". |
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по строительному комплек-су |
|
897448-6 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона устанавливается, что правила о совместном причинении вреда применяются также в случаях неправомерного завладения чужим имуществом одним лицом, в результате чего были созданы условия для последующего повреждения либо утраты имущества вследствие действий другого лица. |
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по собственности |
|
925087-6 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона увеличивается с одного года до двух лет срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. |
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по интеграции торгово-таможенной политике и ВТО |
|
888029-6 |
Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, А.В.Скоч, Д.И.Савельев |
Проектом федерального закона предусматривает-ся установление обязанности по репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках денежных средств от нерезидентов, причитающихся в соответствии с условиями договоров займа, а также дополнение части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новым составом правонарушения, в частности, установление ответственности за невыполнение резидентом такой обязанности. |
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по интеграции торгово-таможенной политике и ВТО |
|
925980-6 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона предусматривается: - расширение перечня инсайдеров за счет отнесения к ним лиц, имеющих доступ к информации о сделках (готовящихся сделках) по переходу прав собственности (за исключением договоров репо) на 5 и более процентов от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитентов и управляющих компаний; - исключение нормы, предусматривающей утверждение исчерпывающего перечня инсайдерской информации нормативным актом Банка России. Вместо этого предусматривается обязанность инсайдеров самостоятельно определять порядок отнесения сведений к инсайдерской информации в соответствии с нормативным актом Банка России и составлять собственный перечень инсайдерской информации. Вводятся дополнительные требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг по определению структурных подразделений, сотрудники которых получают инсайдерскую информацию от клиентов на регулярной основе, а также по принятию мер, направленных на недопущение несанкционированного распространения инсайдерской информации между структурными подразделениями таких организаций. |
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по корпоративным отноше-ниям |
В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:
Номер и наименование законопроекта |
Субъект законодательной инициативы |
Примечание |
Проектом федерального закона в целях поэтапного перехода на применение ККТ, передающей информацию о расчетах, осуществленных с использованием наличных и электронных средств платежа через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде предусматривается: формирование кассового чека не только в бумажном, но и в электронном виде (с 1 января 2018 года - только в электронном виде, за исключением установленных законопроектом случаев); определение автоматизированных систем, осуществляющих формирование бланков строгой отчетности по принципу ККТ. При этом перечень услуг, при осуществлении расчетов за которые предусмотрена выдача бланков строгой отчетности, выполненных без применения ККТ, определяется Правительством Российской Федерации; возможность при осуществлении расчетов в сети "Интернет" направлять покупателю (клиенту) кассовый чек (бланк строгой отчетности) в электронном виде, а по требованию покупателя (клиента) - в бумажном виде. Сохраняется действующий порядок применения ККТ на территориях, в которых не может быть обеспечена передача информации о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде по причине отсутствия связи. При отсутствии сетей связи пользователю ККТ предоставляется возможность не передавать, а фиксировать только в фискальном накопителе ККТ информацию о расчетах. Отменяется ведение Государственного реестра ККТ. При этом вводится обязанность производителя ККТ и производителя фискального накопителя (далее - ФН) представлять в ФНС России сведения о каждом изготовленном экземпляре ККТ и ФН. Вносится изменение в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о применении ККТ с 2 месяцев до 1 года. |
Правительство Российской Федерации |
Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комиссию РСПП по торговле и потребительскому рынку |
Проектом федерального закона Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» дополняется статьей 6.1 «Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах», закрепляющей обязанность юридических лиц получать, хранить и обновлять информацию о своих бенифициарных владельцах и документально подтверждать достоверность такой информации, а также представлять информацию о своих бенефициарных владельцах по запросам федеральных органов исполнительной власти, перечень которых утверждается Правительством РФ. Порядок и сроки представления данной информации определяются Правительством РФ Неисполнение юридическим лицом обязанности по установлению информации о своих бенефициарных владельцах и представлению данной информации по запросу уполномоченного органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 40 тыс. рублей, на юридических лиц – от 100 до 500 тыс. рублей. |
Правительство Российской Федерации |
Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по корпора-тивным отношениям |
Проектом федерального закона уточняется обязанность российского лица, которое заключило сделку, либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в РФ с территорий государств – членов ЕАЭС или вывозятся из РФ на территории данных государств, представлять статистическую форму учета перемещения товаров в таможенный орган. Согласно законопроекту непредставление или несвоевременное представление соответствующих форм учета влечет административную ответственность в виде административного штрафа, налагаемого на должностных лиц в размере от 10 до 15 тыс. рублей (за первое нарушение) и от 20 до 30 тыс. рублей (за повторное нарушение); на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – от 20 до 50 тыс. рублей (за первое нарушение) и от 50 до 100 тыс. рублей (за повторное нарушение). Лица освобождаются от административной ответственности в случае добровольного представления в таможенный орган заявления об аннулировании статистической формы, содержащей недостоверные сведения, с одновременным представлением формы, содержащей достоверные сведения. ФТС России наделяется полномочиями по рассмотрению соответствующих административных правонарушений. |
Правительство Российской Федерации |
Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по интеграции торгово-таможенной политике и ВТО |
Проектом федерального закона уточняет порядок и условия подачи потерпевшими или лицами, которым запрещенным уголовным законом деянием причинен физический, моральный или имущественный вред, заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок. |
Правительство Российской Федерации |
Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по собствен-ности |
Проектом федерального закона в КоАП РФ частичная или полная невыплата в установленный срок заработной платы выделяется в отдельный состав административного правонарушения и устанавливается повышенный размер штрафа для должностных лиц за данное нарушение, совершенное впервые. Увеличивается размер штрафа для должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за аналогичное правонарушение. |
Правительство Российской Федерации |
Для подготовки позиции РСПП законопроект направ-лен в Комитет РСПП по рынку труда и со-циальному партнер-ству |
Правоприменительная практика
Верховным судом Российской Федерации опубликован Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 4, в котором проанализированы дела, рассмотренные Президиумом, судебными коллегиями ВС РФ, а также приведена практика международных договорных органов ООН и Европейского Суда по правам человека. |
События
20 января 2016 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил:
Статс-секретарю-заместителю Министра экономического развития РФ О.В.Фомичеву заключение РСПП об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах»;
Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н.Плигину заключение РСПП на проект федерального закона № 902547-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», внесенный Правительством РФ;
Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по финансовому рынку Н.Н.Гончару замечания и предложения РСПП к проекту федерального закона № 883511-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об органризации страхового дела в Российской Федерации» и иные законодательные акты Российской Федерации».
25 января 2016 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил Директору Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ И.В.Трунину предложения РСПП к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
27 января 2016 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил:
Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н.Плигину предложения РСПП к проекту федерального закона № 957581-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Руководителю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Главному санитарному врачу российской Федерации А.В.Поповой замечания РСПП к доработанному проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда и порядку проведения обязательных медицинских осмотров»;
Заместителю Председателя Верховного Суда РФ В.И.Нечаеву предложения РСПП к проекту постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств».
1 февраля 2016 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил:
Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов О.Ю.Баталиной заключение РСПП на проект федерального закона № 951060-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда».
Председателю Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, Министру промышленности и торговли РФ Д.В.Мантурову предложения РСПП в связи с подготовкой нормативных правовых актов, направленных на предотвращение реализации на российском рынке некачественного и контрафактного моторного топлива.