ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ с 16 по 26 февраля 2016г.

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

(информация за период с 16 по 26 февраля 2016г.)

 

 

Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:

- в третьем чтении;

- во втором чтении;

- в первом чтении.

 

Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.

 

Правоприменительная практика.

 

События.

 

1. Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:

 

1.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении

 

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной

инициативы

Краткое содержание

 

638178-6
О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации

Проектом федерального закона в АПК Российской Федерации вносятся следующие изменения:

- устанавливается в качестве общего правила обязательное применение претензионного или иного досудебного порядка урегулирования споров, за исключением дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права неисполнение судебного акта в разумный срок, дел о несостоятельности (банкротстве), дел по корпоративным спорам, дел о защите прав и законных интересов группы лиц, дел о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования, дел об оспаривании решений третейского суда;

- увеличиваются предельные размеры исков, дела по которым подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства: о взыскании денежных средств для юр. лиц с 300 тыс. до 500 тыс. руб., для ИП со 100 тыс. руб. до 250 тыс. руб.; о взыскании обязательных платежей и санкций со 100 тыс. до 200 тыс. руб.;

Вводится институт приказного производства, предусматривающий выдачу судебного приказа по делам, в которых:

- требования вытекают из неисполнения или ненадлежащего исполнения договора и основаны на представленных взыскателем документах, устанавливающих денежные обязательства, которые должником признаются, но не исполняются, если цена заявленных требований не превышает 400 тыс. руб.;

- требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, если цена заявленного требования не превышает 400 тыс. руб.;

- заявлено требование о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает 100 тыс. руб.

 

725381-6
О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации

Проектом федерального закона предусматривается вынесение судебного приказа по требованиям, предусмотренным ст. 122 ГПК Российской Федерации, в том случае, если размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или стоимость движимого имущества, подлежащего истребованию, не превышают 500 тыс. руб. При этом перечень требований, по которым может быть выдан судебный приказ, расширяется посредством включения в него требований о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг телефонной связи и требований о взыскании обязательных платежей и взносов с членов товарищества собственников жилья или строительного кооператива. Устанавливается упрощен-ная процедура рассмотрения так называемых «малых исков». При этом рассмотрение дел по правилам упрощенного производства осуществляется без вызова сторон по представленным сторонами документам в строго определенных законом случаях, а также, по желанию сторон, в иных случаях. Процедура упрощенного производства предполагает рассмотрение дел по существу заявленных требований в состязательном процессе с учетом позиции обеих сторон спора, но с сокращенными временными и финансовыми затратами сторон и временными затратами суда. Предусматривается единоличное рассмотрение апелляционной жалобы, представления на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства. Решения по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, принимаются путем вынесения судом резолютивной части решения, копия которого высылается лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня. Срок на апелляционное обжалование таких решений будет сокращен до 15 дней, а апелляционные жалобы на них будут рассматриваться судьей единолично.

 

623267-6
О внесении изменений в Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона уточняются сроки временного хранения архивных документов, отражающих трудовые отношения работника с работодателем:

1) Документы по личному составу, созданные до 2003 года в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях, выступающих источниками комплектования государственных и муниципальных архивов:

- хранятся в течение 75 лет со дня создания;

- в государственных и муниципальных архивах, в которые поступают документы по личному составу ликвидированных гос. органов, органов МСУ, государственных, муниципальных и негосударственных организаций - хранятся с даты поступления и до истечения 75 лет со дня создания;

- в иных организациях - не менее 75 лет со дня создания.

2) Документы по личному составу, созданные начиная с 2003 года, в государственных органах, органах МСУ и организациях, выступающих источниками комплектования государственных и муниципальных архивов:

-хранятся в течение 50 лет со дня создания;

- в государственных и муниципальных архивах, в которые поступают документы по личному составу ликвидированных гос. органов, органов МСУ, государственных, муниципальных и негосударственных организаций, - с даты поступления и до истечения 50 лет со дня создания;

- в иных организациях - не менее 50 лет со дня создания.

3) Документы по личному составу, образовавшиеся в связи с прохождением гражданами государственной службы, не являющейся гражданской службой, хранятся:

1) в государственных органах, в которых граждане проходили гос. службу, не являющуюся гражданской службой, - в течение 75 лет после прекращения гос. службы;

2) в государственных архивах, в которые поступают документы по личному составу ликвидированных гос. органов, в т.ч. в которых граждане проходили гос. службу, - с даты поступления и до истечения 75 лет с даты прекращения гос. службы.

После истечения вышеуказанных сроков хранения проводится экспертиза ценности документов.

 

871137-6
«О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 6 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального объекты топливно-энергетического комплекса исключаются из числа субъектов, на которые распространяются нормы закона Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В Федеральном законе «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» устанавливается, что государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации ФОИВами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

777087-6
О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предусматривается:

-расширение перечня лиц, имеющих право на получение страховой выплаты или компенсационной выплаты в случае смерти потерпевшего, а именно осуществление страховых выплат супругу, родителям, детям умершего, лицам, у которых потерпевший находился на иждивении, а в отношении возмещения необходимых расходов на погребение - лицам, фактически понесшим такие расходы;

- в отношении страхования риска наступления гражданской ответственности владельцев опасных объектов в многоквартирном доме (лифты, подъемные платформы для инвалидов, эскалаторы (за исключением эскалаторов в метрополитенах) за причинение вреда потерпевшему в результате аварии на таких объектах лицом, обязанным на условиях и в порядке, исполнить обязанность по страхованию, признается лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, а в случае непосредственного управления многоквартир-ным домом собственниками помещений в таком доме - организация, выполняющая работы по техническому обслуживанию, капитальному ремонту и модернизации указанных опасных объектов на основании договора, заключенного с собственниками;

- увеличение предельных размеров страховых и компенсационных выплат в части возмещения вреда, причиненного имуществу физических лиц в результате аварий на опасных объектах, с 360 тыс. до 500 тыс. руб., имуществу юридических лиц – с 500 тыс. до 750 тыс. руб.;

- увеличение минимального размера страховой суммы до 100 млн. руб. для шахт угольной промышленности, если  максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии, составляет более 50 человек;

- совершенствование регулирования страховых тарифов путем предоставления Банку России права установления тарифного коридора, а также уточнение иных положений с учетом правоприменительной практики.

 

1.2. Законопроекты, принятые во втором чтении

 

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной

инициативы

Краткое содержание

 

653840-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона Федеральный закон «О связи»:

- дополняется понятием "владелец сети связи специального назначения - осуществляющие управление сетью связи специального назначения, в т.ч. через соответствующие центры управления, и владеющие ею на праве оперативного управления федеральный орган исполнительной власти, его территориальные органы, подразделение федерального органа исполнительной власти, осуществляющее отдельные полномочия указанного федерального органа";

- устанавливается, что сети связи специального назначения могут быть присоединены к сети связи общего пользования без перевода ее в категорию сети связи общего пользования. В случае присоединения сетей связи специального назначения к сети связи общего пользования на основании соответствующего договора стороны такого договора обеспечивают пропуск трафика по указанным сетям связи в рамках исполнения такого договора с учетом ограничения использования  сетей связи специального назначения. Владельцу сети связи специального назначения может быть выделен ресурс нумерации из ресурса нумерации сети связи общего пользования;

- вводится закрытый перечень оснований, в соответствии с которыми федеральный орган исполнительной власти в области связи будет вправе изымать полностью или частично ресурс нумерации, выделенной владельцу сети связи специального назначения;

- Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями: по утверждению правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, в соответствии с которыми операторы сети связи общего пользования будут обязаны оказывать услуги присоединения владельцам сетей связи специального назначения; по определению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля за использованием выделенного владельцу сети связи специального назначения ресурса нумерации;

- в части ценообразования уточняется норма, определяющая особенности оказания услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

 

719543-6
О внесении изменения в статью 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Депутаты Государственной Думы И.В.Лебедев, Я.Е.Нилов и др.

Проектом федерального закона устанавливается, что размер административного штрафа, взимаемого за производство в целях сбыта либо реализацию товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, не может превышать пятикратный размер стоимости предмета административного правонарушения.

 

881225-6
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона закрепляется административная ответственность:

- за организацию либо осуществление деятельности по привлечению денежных средств и иного имущества физ. лиц и юр. лиц, при которой выплата дохода и предоставление иной выгоды лицам, чьи денежные средства и иное имущество привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств и иного имущества иных физ. лиц и юр. лиц при отсутствии инвестиционной и иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и иного имущества в объемах, сопоставимых с объемами привлеченных денежных средств и иного имущества, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния;

- за публичное распространение информации, содержащей сведения о привлекательности участия в указанной деятельности и (или) о привлекательности предоставления средств или иного имущества в рамках данной деятельности, и (или) призыв к участию в такой деятельности, в том числе совершенное с использованием СМИ и (или) информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет".

За данные деяния устанавливается штраф в размере: для граждан – от 5 тыс. до 50 тыс. руб., для должностных лиц – от 20 тыс. до 100 тыс. руб., для юр. лиц – от 500 тыс. до 1 млн. руб.

 

1.3. Законопроекты, принятые в первом чтении

 

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной инициативы

Краткое содержание

Примечание

 

947579-6
О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предусматривается внести изменения в ряд статей НК Российской Федерации в целях исключения с 1 января 2016 г. из кодекса Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУП), и Общероссийского классификатора продукции (ОКП) срок действия которых истекает
1 января 2016 г.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по на-логовой политике

 

951060-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона уточняется порядок определения перечня вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, в отношении которых не проводится процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, в целях определения базового перечня действий эксперта при составлении перечня таких факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям. Предусматривается возможность декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда на рабочих местах, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений признаны оптимальными или допустимыми (за исключением списочных рабочих мест). Устанавливаются меры по защите информации, составляющей государственную и иную охраняемую законом тайну, при ее передаче в составе сведений о результатах специальной оценки условий труда в целях недопущения несанкционированного доступа к такой информации. Устанавливается до 31.12.2020г. переходный период для использования в ходе специальной оценки условий труда методик (методов) исследований (испытаний) и измерений, утвержденных федеральными органами исполнительной власти и не аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в течение которого указанные методики (методы) должны быть в установленном порядке аттестованы и внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Предложения РСПП

 

968427-6
О внесении изменения в статью 162 Налогового кодекса Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона Налоговый кодекс РФ дополняется положением, согласно которому налоговую базу по НДС необходимо увеличивать на суммы полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора по поставке страхователем товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, только в том случае, если налогоплательщик не исчислил НДС на день их отгрузки (выполнения, оказания), за исключением реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по ставке в размере 0 процентов.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по на-логовой политике

 

968690-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше-ниях и отдельные законодатель-ные акты Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона в целях поэтапного перехода на применение ККТ, передающей информацию о расчетах, осуществленных с использованием наличных и электронных средств платежа через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде предусматривается:

формирование кассового чека не только в бумажном, но и в электронном виде (с 1 января 2018 года - только в электронном виде, за исключением установленных законопроектом случаев);

определение автоматизированных систем, осуществляющих формирование бланков строгой отчетности по принципу ККТ. При этом перечень услуг, при осуществлении расчетов за которые предусмотрена выдача бланков строгой отчетности, выполненных без применения ККТ, определяется Правительством Российской Федерации;

возможность при осуществлении расчетов в сети "Интернет" направлять покупателю (клиенту) кассовый чек (бланк строгой отчетности) в электронном виде, а по требованию покупателя (клиента) - в бумажном виде.

Сохраняется действующий порядок применения ККТ на территориях, на которых не может быть обеспечена передача информации о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде по причине отсутствия связи. При отсутствии сетей связи пользователю ККТ предоставляется возможность не передавать, а фиксировать только в фискальном накопителе ККТ информацию о расчетах. Отменяется ведение Государственного реестра ККТ. При этом вводится обязанность производителя ККТ и производителя фискального накопителя (далее - ФН) представлять в ФНС России сведения о каждом изготовленном экземпляре ККТ и ФН.

Вносится изменение в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о применении ККТ с 2 месяцев до 1 года.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по торговле и потребительс-кому рынку

 

В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект законодательной инициативы

 

Примечание

994730-6
О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "Об использовании атомной энергии"

Проектом федерального закона предусматривается формирование зон безопасности объектов использования атомной энергии с особым правовым режимом, включающим: ограничения на въезд и (или) пребывание граждан на территории зоны безопасности с установлением перечня оснований для отказа во въезде или в пребывании граждан на территории зоны безопасности; ограничения на полеты летательных аппаратов над территорией зоны безопасности; ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, связанные с ограничениями на въезд и (или) пребывание граждан. Порядок определения зоны безопасности и порядок обеспечения особого правового режима зоны безопасности будет устанавливаться Правительством РФ.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по энергети-ческой политике и энергоэффективнос-ти

979790-6
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих нестационарную торговлю)

Проектом федерального закона закрепляется право субъекта малого предпринимательства - арендатора или пользователя муниципального имущества на заключение нового аналогичного договора без проведения торгов, при условии отсутствия нарушений ранее заключенного договора для размещения нестационарных торговых объектов, с соблюдением следующих требований: договор заключается на срок не менее семи лет, если более длительный срок не предусмотрен соглашением сторон; субъект малого предпринимательства имеет право на продление такого договора на новый срок без торгов в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации; увеличение тарифов (цен) по такому договору может производиться не чаще одного раза в год в порядке и пределах, устанавливаемых законодательством субъектов Российской Федерации; при заключении договора на новый срок не допускается установление каких-либо дополнительных условий, не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации; при исключении места из схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, или при внесении изменений в указанную схему субъекту малого предпринимательства, осуществляющему торговую деятельность в нестационарном торговом объекте, затронутому данными изменениями, органом местного самоуправления должно быть предоставлено аналогичное компенсационное место в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельности».

Депутаты Государственной Думы В.Ф.Звагельский, А.А.Агеев и др.

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комиссию РСПП по торговле и потребительскому рынку

992268-6
О внесении изменений в статьи 4 и 7 Федерального закона "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" (о порядке участия комиссии в рассмотрении вопросов регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений)

Проектом федерального закона вносятся изменения в Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», предусматривающие направление подготовленных федеральными органами исполнительной власти проектов законодательных, нормативных правовых и иных актов в сфере труда, а также документов и материалов, необходимых для обсуждения, на рассмотрение сторонам социального партнерства, представляющим профсоюзы и работодателей, с установлением сроков рассмотрения РТК указанных проектов документов и принятия решений по итогам их рассмотрения – не более 30 дней, а также приглашение на заседания Правительства РФ представителей профсоюзов и работодателей при рассмотрении вопросов, связанных с социально-трудовыми и экономическими отношениями.

Правительство Российской Федерации

Поддерживается РСПП

981889-6
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности за нарушение таможенных правил

Проектом федерального закона устанавливается возможность назначения юридическим лицам наказания в виде предупреждения по части 2 статьи 16.6 (несообщение перевозчиком в ближайший таможенный орган о возникновении обстоятельств, препятствующих доставке товаров), статьям 16.8 (причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам) и 16.11 (уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации) КоАП РФ. Снижается нижний предел административного штрафа, налагаемого на юридических лиц, с 50 до 20 тыс. рублей по статье 16.22 (нарушение сроков уплаты таможенных платежей) КоАП РФ. Исключается наказание в виде конфискации товаров при недоставке товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по интегра-ции, торгово-тамо-женной политике, и ВТО

1001592-6
О внесении изменения в пункт 1 статьи 64-2 Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Проектом федерального закона закрепляются положения, не допускающие исключение в административном порядке (по решению регистрирующего органа) из Единого государственного реестра юридических лиц юридического лица, имеющего признаки недействующего, в отношении которого имеется принятое арбитражным судом заявление о признании должника банкротом, производство по которому не прекращено.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по собствен-ности

 

Правоприменительная практика

 

 

Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующими Конституции РФ часть 9 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела Iчасти первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса РФ», ее статьям 1 (часть 1), 17 (части 1 и 3), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 46 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой на ее основании решается вопрос о применении к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 1 сентября 2013 года, положения абзаца второго пункта 2 статьи 200 ГК РФ о том, что срок исковой давности не может превышать десяти лет со дня возникновения обязательств, срок исполнения которых не определен или определен моментом истребования.

(подробнее)

 

События

 

24 февраля 2016 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил Заместителю Министра труда и социальной защиты РФ Л.Ю.Ельцовой дополнительные предложения по проекту федерального закона, предусматривающего внесение изменений в статью 103 Трудового кодекса РФ в части сокращения срока доведения до сведения работников графиков сменности.

(подробнее)

 

 

25 февраля 2016 года Президент РСПП А.Н. Шохин направил Помощнику Президента РФ – начальнику Государственно-правового управления Президента РФ Л.И.Брычевой замечания и предложения к проекту федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ в части совершенствования использования лесов».

 

(подробнее)