ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА за период с 3 по 22 декабря 2019г.

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

(информация за период с 3 по 22 декабря 2019г.)

 

Федеральные законы, подписанные Президентом РФ.

 

Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:

- в третьем чтении;

- в первом чтении.

 

Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.

 

Правоприменительная практика

 

События.

 

Президентом Российской Федерации в период с 3 по 22 декабря 2019 г. подписаны следующие

федеральные законы:

 

 

Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде"
(подробнее)

Проектом федерального закона устанавливается возможность ведения сведений о трудовой деятельности в электронном виде, которые будут являться основной информацией о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (включающей сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора), представляемой работодателями в информационную систему Пенсионного фонда РФ.

Определяются способы получения работником сведений о трудовой деятельности на бумажном носителе или в электронной форме: у работодателя по последнему месту работы, в МФЦ, в ПФР и с использованием портала «Госуслуги».

Предусматривается, что с 1 января 2021 г.:

- ведение трудовых книжек на бумажном носителе будет осуществляться работодателем только для тех работников, которые подадут до конца 2020 года об этом письменное заявление;

- работникам, не подавшим письменное заявление, трудовые книжки будут выдаваться на руки (работодатель освобождается от ответственности за их хранение) и для них будет осуществляться ведение сведений о трудовой деятельности в электронном виде;

- для лиц, впервые поступающих на работу, будет осуществляться ведение сведений о трудовой деятельности в электронном виде и трудовая книжка указанным работникам оформляться не будет.

Предусматривается обязанность работодателя возместить работнику не полученный им заработок в случае задержки выдачи работнику при увольнении сведений о трудовой деятельности, внесения в них неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника, а также предоставление работникам права при обращении в суд за разрешением индивидуального трудового спора в качестве доказательства предъявить сведения о трудовой деятельности.

 

 

Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 431-ФЗ "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 (подробнее)

Проектом федерального закона уточняется понятие «донный грунт». Устанавливается, что использование водных объектов для строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений осуществляется в соответствии с Водным кодексом РФ  и другими федеральными законами.

Регламентируется порядок использования донного грунта:

донный грунт может быть использован в случаях, предусмотренных Водным кодексом РФ  и другими федеральными законами;

по решению органа местного самоуправления, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ  – города федерального значения донный грунт может быть использован для обеспечения муниципальных нужд или в интересах физического, юридического лица, осуществляющих проведение дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, при условии, что донный грунт не содержит твердых полезных ископаемых, не относящихся к общераспространенным;

порядок использования указанного выше донного грунта определяется уполномоченным Правительством РФ  федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено федеральными законами;

использование донного грунта, извлеченного при создании и содержании внутренних водных путей РФ, при строительстве, реконструкции, эксплуатации инфраструктуры внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, а также использование донного грунта в целях создания морского порта, расширения территории морского порта, строительства и реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к объектам инфраструктуры морского порта, осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.

Донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством РФ,  не относится к отходам производства и потребления.

 

 

 

 

Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:

 

2.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной

инициативы

Краткое содержание

748744-7
О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (о формировании сведений о трудовой деятельности застрахованного лица в электронном виде)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предусматривается введение с 1 января 2020 г. обязанности работодателя (страхователя) представлять в информационную систему Пенсионного фонда РФ сведения о трудовой деятельности застрахованных лиц.

Предлагается дополнить индивидуальный лицевой счет разделом "Сведения о трудовой деятельности", содержащим сведения о месте работы, выполняемой работе и ее периодах (сведения о приеме на работу, наименование должности (работы), специальности, профессии с указанием (при наличии) квалификации (разряда, класса, категории, уровня квалификации), сведения о переводах на другую работу, об увольнении и основаниях прекращения трудового договора, данные соответствующих документов, являющихся основаниями для оформления указанных трудовых отношений).

Сведения о трудовой деятельности представляются работодателями начиная с 1 января 2020 г. ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Начиная с 1 января 2021 г. данные сведения в случаях приема на работу или увольнения представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего документа, являющегося основанием для приема на работу или увольнения.

Работодатель (страхователь) в случае, если численность работающих у него застрахованных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. В таком же порядке сведения о трудовой деятельности могут представляться страхователем, численность работающих застрахованных лиц у которого за предшествующий отчетный период - месяц составляет менее 25 лиц.

Формирование сведений о трудовой деятельности застрахованного лица в форме электронного документа осуществляется работодателями с использованием своих программно-технических средств либо с использованием электронного сервиса, предоставляемого для этих целей ПФР на безвозмездной основе.

Сведения о трудовой деятельности являются составной частью индивидуального лицевого счета застрахованного лица, они подлежат хранению в соответствии с порядком хранения, предусмотренным Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" для индивидуального лицевого счета, в течение всей жизни застрахованного лица.

Предусматривается, что за непредставление в установленный срок либо за представление неполных и (или) недостоверных сведений о трудовой деятельности работодатель (его должностное лицо) несет административную ответственность. При этом устанавливаются полномочия ПФР по передаче информации о данных правонарушениях в Роструд в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

581324-7
О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части развития микрогенерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона:

- вводится понятие «объект микрогенерации», под которым понимается объект по производству электрической энергии, принадлежащий на праве собственности или ином законном основании потребителю электрической энергии, энергопринимающие устройства которого технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства с уровнем напряжения до 1000 вольт, функционирующий в том числе на основе использования возобновляемых источников энергии и используемый указанным потребителем для производства электрической энергии в целях удовлетворения собственных бытовых и (или) производственных нужд, а также в целях продажи в порядке, установленном основными положениями функционирования розничных рынков, в случае, если объем выдачи электрической энергии таким объектом по производству электрической энергии в электрическую сеть не превышает величину максимальной присоединенной мощности энергопринимающих устройств указанного потребителя и составляет не более 15 кВт и если для выдачи электрической энергии такого объекта в электрическую сеть не используется электрическое оборудование, предназначенное для обслуживания более одного помещения в здании, в том числе входящее в состав общего имущества многоквартирного дома;

- предусматривается возможность реализации на розничных рынках в порядке, установленном основными положениями функционирования розничных рынков электроэнергии, произведенной на объектах микрогенерации собственниками и иными законными владельцами объектов микрогенерации и не потребленной ими в целях удовлетворения собственных бытовых и (или) производственных нужд (при этом такая деятельность не будет признаваться предпринимательской);

- для гарантирующих поставщиков устанавливается обязанность по заключению договора купли-продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации, расположенных в зоне деятельности соответствующего гарантирующего поставщика, с обратившимся к такому гарантирующему поставщику собственником и иным законным владельцем объектов микрогенерации;

- продлевается на 1 год (до 1 января 2021 года) срок применения надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), в целях достижения на территориях Дальневосточного федерального округа планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

782128-7
О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона освобождаются от обложения НДФЛ доходы, полученные в период до 1 января 2029 года от продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или ином законном основании.

835592-7
О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части обеспечения гарантий, предусмотренных «амнистией капитала»)

Депутаты Государственной Думы П.В.Крашенинников, А.М.Макаров и др.

Проектом федерального закона к недопустимым доказательствам относятся:

- факт представления подозреваемым, обвиняемым специальной декларации в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также указанная декларация и сведения, содержащиеся в такой декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к такой декларации, полученные в ходе оперативно – розыскных мероприятий или следственных действий;

- факт указания подозреваемым, обвиняемым в специальной декларации, представленной иным лицом, и сведения о подозреваемом, обвиняемом, содержащиеся в  такой декларации и  документах и (или) сведениях, прилагаемых к такой декларации, полученные в ходе оперативно – розыскных мероприятий или следственных действий.

Устанавливается, что при производстве следственных действий по уголовным делам о преступлениях, совершенных в сфере предпринимательской деятельности, запрещается необоснованное изъятие соответствующей специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом  "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

271606-7
О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (в части совершенствования законодательства в области охраны окружающей среды)

Государственный Совет Республики Татарстан

Проектом федерального закона:

- устанавливается, что объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов, а также объект государственной экологической экспертизы, ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае реализации такого объекта с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением установленных законодательством случаев, и (или) в случае внесения изменений в проектную документацию;

- уточняются полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в части установления порядка рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, порядка выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них;

- устанавливается, что соответствие технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, наилучшим доступным технологиям определяется при выдаче комплексного экологического разрешения в случае, если не требуется утверждение программы повышения экологической эффективности, а также определяется при одобрении проекта программы повышения экологической эффективности;

- сроком подачи заявки на получение комплексного экологического разрешения является дата ее поступления в уполномоченный Правительством РФ ФОИВ;

- заявка на получение комплексного экологического разрешения подлежит рассмотрению в срок, не превышающий 4-х месяцев, предусматриваются основания для отказа в выдаче комплексного экологического разрешения, устанавливается, что порядок рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, порядок выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них устанавливаются Правительством РФ.

При архитектурно-строительном проектировании и строительстве объектов энергетики такие объекты должны оснащаться техническими средствами и технологиями, направленными на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, а также должно планироваться размещение отходов производства в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».

769142-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" (в части установления дополнительного механизма контроля за передачей отчетов в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда организацией, проводящей специальную оценку условий труда)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона:

- устанавливается дополнительный механизм контроля за передачей отчетов организациями, проводившими специальную оценку условий труда, предусматривающий присвоение специальной оценке условий труда идентификационного номера в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда, исчисление срока действия результатов проведения специальной оценки условий труда со дня их передачи во ФГИС СОУТ (с сохранением прежнего порядка в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну), направление организацией, проводящей специальную оценку условий труда, уведомления работодателю о передаче отчета во ФГИС СОУТ;

- устанавливается обязанность работодателя рассмотреть замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда и принять решение о проведении в случае необходимости внеплановой специальной оценки условий труда;

- закрепляется обязанность организации, проводящей специальную оценку условий труда, передавать в Минтруд России информацию:

о сокращении в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации, с указанием вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которые были исключены из области аккредитации;

об изменении состава экспертов организации, имеющих выданный в установленном порядке сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.

744049-7
О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статью 2-3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в части установления досудебного порядка рассмотрения споров, связанных с назначением обеспечения по страхованию)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона:

- Федеральный закон  «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» дополняется положениями об обязательном досудебном порядке рассмотрения споров, связанных с назначением обеспечения по страхованию, – решение территориального органа страховщика о назначении обеспечения по страхованию, в т.ч. относительно его размера, или об отказе в назначении такого обеспечения может быть обжаловано в судебном порядке только после его обжалования в вышестоящий орган страховщика в случае если застрахованный или лицо, имеющее право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, не согласны с принятым вышестоящим органом страховщика по соответствующей жалобе, а также в случае истечения срока принятия вышестоящим органом страховщика решения по жалобе о несогласии с вынесенным территориальным органом страховщика решением;

- устанавливается, что сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния и сведения о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния страховщик получает из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния";

- Минтруд России наделяется полномочиями по установлению порядка регистрации и снятия с регистрационного учета лиц, приравненных к страхователям;

- исключается норма о представлении документов, содержащих сведения о составе семьи умершего застрахованного лица, при подаче заявления на получение обеспечения по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также предусматривается возможность подачи такого заявления через портал «Госуслуги».

568200-7
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования законодательства в области охраны окружающей среды)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона:

- в понятие «утилизация отходов» включается также энергетическая утилизация, т.е.использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих установленным законом требованиям;

- предусматривается, что тарифы на энергетическую утилизацию подлежат государственному регулированию;

- устанавливается, что при определении единого тарифа на услугу регионального оператора учитываются его затраты на энергетическую утилизацию;

- из числа объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня исключается проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в т.ч. проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности, и включается в число объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в т.ч. которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления;

- изменяется направление расходования средств, поступивших в федеральный бюджет в виде экологического сбора, – эти средства будут предоставляться в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ, для выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, обязанность по утилизации которых исполнена производителями товаров, импортерами товаров путем уплаты экологического сбора;

- уточняется, что юр. лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов представляют в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;

- к полномочиям Росприроднадзора относится проверка достоверности представленной производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, включая акты утилизации отходов от использования товаров;

- лицам, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, разрешается вносить авансовый платеж и производить определение его размера одним из трех способов:

в размере 1/4 части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей к уплате за предыдущий год;

в размере 1/4 части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определена исходя из объема и (или) массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, временно разрешенных выбросов и сбросов загрязняющих веществ и лимитов на размещение отходов производства и потребления;

в размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением предусмотренных законом коэффициентов;

- предусматривается, что квартальные авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду не вносятся в текущем отчетном периоде лицами, обязанными вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, в случае начала осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности указанными лицами в течение данного отчетного периода;

- устанавливается, что выбранный способ определения размера квартального авансового платежа на год, следующий за отчетным периодом, по каждому виду негативного воздействия на окружающую среду указывается лицами, обязанными вносить плату, в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период.

809044-7
О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предусматривается заключение заказчиком контракта по результатам признания несостоявшимися конкурса, аукциона или запроса предложений в связи с наличием только одной поданной и соответствующей установленным заказчиком требованям заявки либо в связи с признанием только одной заявки соответствующей таким требованиям, если начальная (максимальная) цена контракта превышает предельный размер начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Правительством РФ, исключительно по согласованию с контрольным органом в сфере закупок.

Правительством РФ  будут устанавливаться правила согласования контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предусматривающие в том числе порядок направления обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), требования к его содержанию и форме, а также порядок рассмотрения контрольным органом в сфере закупок такого обращения, основания для принятия решения о согласовании либо об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком.

Из сферы действия Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" исключаются заключения соглашений об установлении сервитутов.

765483-7
О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона:

- признается утратившим силу положение Федерального закона «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому при расчете размера возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков стоимости изымаемого недвижимого имущества указанная стоимость определяется на день, предшествующий принятию решения об утверждении документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта федерального или регионального значения, для целей размещения которого осуществляется изъятие недвижимого имущества, исходя из разрешенного использования земельных участков на день, предшествующий утверждению документации по планировке территории, предусматривающей размещение данного объекта.

- продлевается с 1 января 2020 г. до 1 января 2030 г. срок подготовки и утверждения документации по планировке территории, резервирования земель, изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставления земельных участков, установления сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения или регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

- устанавливается, что выявление лиц, земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных нужд, осуществляется в соответствии с земельным законодательством РФ;

- предусматривается, что до 1 января 2025 г. органы исполнительной власти г. Москвы, уполномоченные на предоставление земельных участков, которые находятся в собственности г. Москвы или государственная собственность на которые не разграничена, вправе по основаниям, предусмотренным нормативными правовыми актами г. Москвы, наряду с основаниями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, принять следующие решения:

об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;

об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;

об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов;

- устанавливается, что особенности принятия решений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решений об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов в целях реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, устанавливаются таким федеральным законом;

- продлевается  на один год (до 1 января 2021 г.) срок, в течение которого  орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков;

- продлевается с 1 января 2022 г. до 1 января 2025 г. срок, в течение которого зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года  одним из способов, предусмотренных законом.

 

2.2. Законопроекты, принятые в первом чтении

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект права законодательной инициативы

Краткое содержание

Примечание

828237-7
О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации (об основах и систематизации инвестиционной деятельности в Российской Федерации)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона:

1) устанавливается ряд общих требований к нормативным правовым актам, регулирующим инвестиционную деятельность, а также к порядку их принятия и применения:

- проекты таких нормативных правовых актов подлежат оценке регулирующего воздействия на предмет наличия в них положений, приводящих к ухудшению условий ведения предпринимательской и иной деятельности при реализации инвестиционных проектов;

- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в таких нормативных правовых актах толкуются в пользу инвесторов и (или) организаций, реализующих проекты;

- вводится запрет на принятие правовых актов, регулирующих порядок предоставления мер государственной (муниципальной) поддержки, которые имеют одинаковые цели и формы их предоставления, а также устанавливающих одинаковые категории и (или) критерии отбора лиц, имеющих право на их получение;

2) устанавливается два вида инвестиционного режима – общий и проектный (порядок предоставления мер государственной (муниципальной) поддержки в рамках этих режимов определяется отраслевым законодательством, но принципы предоставления такой поддержки, а также их перечень, закрепляются законопроектом как актом комплексного регулирования инвестиционной деятельности):

- общий инвестиционный режим предусматривает:

отсрочку вступления в силу на 3 года любых нормативных правовых актов, ухудшающих условия инвестиционной деятельности (при этом такие нормативные правовые акты не могут иметь обратной силы);

отсутствие требований по минимальному объему собственных инвестиций в проект (вместе с тем такие требования могут быть установлены правилами предоставления государственной (муниципальной) поддержки в случае, если организация, реализующая проект, будет претендовать на получение указанной поддержки);

возможность предоставления ряда мер государственной (муниципальной) поддержки: предоставление бюджетных средств целях финансового обеспечения затрат или их возмещения, а также вкладов в акции, доли и иные формы участия в капитале организации, реализующей проект; финансовое обеспечение за счет бюджетных средств капитальных вложений в целях создания, модернизации, реконструкции объектов обеспечивающей и сопутствующей инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности; предоставление льгот по налогам и сборам, инвестиционного налогового кредита, льгот по уплате таможенных платежей; применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны и др.;

-  проектный инвестиционный режим применяется к новым инвестиционным проектам в одной из сфер российской экономики (за исключением игорного бизнеса, производства табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива, добычи сырой нефти и природного газа (ограничение неприменимо к инвестиционным проектам по сжижению природного газа), оптовой и розничной торговли, финансовой, страховой деятельности, операций с недвижимым имуществом и ценными бумагами) и предусматривает следующее:

проектный инвестиционный режим действует на основании заявительного или декларационного порядка:

в заявительном порядке предложение о реализации нового инвестиционного проекта формируется инвестором или организацией, реализующей проект (частная проектная инициатива), а Минфин России (уполномоченный орган гос. власти субъекта Российской Федерации) рассматривает это предложение и в случае его соответствия установленным законопроектом требованиям осуществляет подготовку к заключению соглашения о защите и поощрении капиталовложений;

в декларационном порядке предложение о реализации нового инвестиционного проекта формируется ФОИВом, исполнительным органом гос. власти субъекта Российской Федерации в виде декларации о реализации инвестиционного проекта (публичная проектная инициатива), а организация, реализующая проект определяется указанными органами власти на конкурсной основе – победителем  конкурса, по итогам которого заключается соглашение о защите и поощрении капиталовложений, признается организация, предложившая наибольший объем собственных инвестиций и запросившая наименьший объем мер государственной поддержки либо не запросившая их, а также предложившая самые короткие сроки реализации инвестиционного проекта при наиболее высокой эффективности;

соглашения о защите и поощрении капиталовложений заключаются не позднее 1 января 2030 г. и предусматривают обязанность Российской Федерацией и (или) субъекта Российской Федерации обеспечить организации, реализующей проект, с момента заключения соглашения и на период его действия стабильные условия предпринимательской и (или) иной деятельности при условии, что организация в будущем вложит собственные инвестиции в реализацию на территории Российской Федерации  инвестиционного проекта, осуществит регистрацию имущественных прав, возникающих в рамках реализации инвестиционного проекта, и (или) введет в эксплуатацию имущественный комплекс, предусмотренный инвестиционным проектом. Соглашение заключается на срок до 6 лет в отношении инвестиционных проектов с объемом собственных инвестиций не более 5 млрд. руб., на срок до 15 лет – в отношении инвестиционных проектов с объем собственных инвестиций от 5 млрд. до 10 млрд. руб., на срок до 20 лет – в отношении инвестиционных проектов с объемом собственных инвестиций 10 млрд. руб. и более;

для лиц, заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений, гарантируется неизменность налоговых условий (по налогу на прибыль, налогу на имущество, транспортному и земельному налогам, срокам уплаты и порядку возмещения НДС, новым налогам и сборам (за исключением государственных пошлин) – на срок от 6 до 20 лет; условий технического регулирования, лицензирования, землепользования и застройки территорий, административных процедур в строительстве – на срок до 3-х лет; принятых решений об условиях предоставления мер государственной поддержки – на срок, предусмотренный соответствующими договорами и соглашениями;

объем собственных инвестиций инвестора и (или) организации, реализующей проект, должен составлять: не менее 250 млн. руб. (при общем бюджете проекта не менее 1 млрд. руб.) – для проектов в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта; не менее 1,5 млрд. руб. (при общем бюджете проекта не менее 7 млрд. руб.) – для проектов в сфере промышленности, сельского хозяйства и цифровой экономики; не менее 5 млрд. руб. (при общем бюджете проекта не менее 25 млрд. руб.) – для проектов в иных сферах экономики. В случае осуществления собственных инвестиций в объеме не менее 10 млрд. руб. (при общем бюджете проекта не менее 50 млрд. руб.), дополнительно могут быть гарантированы на выбор организации, реализующей проект, следующие условия: формула расчета тарифа, вывозные таможенные пошлины – на срок от 6 до 20 лет; инвестиционные программы регулируемых организаций, квоты на различные ресурсы, ставки платы по обязательным платежам, за лесные ресурсы – на срок до 3-х лет.

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по инвестиционной полити-ке, институтам развития и экспортной поддержке

735006-7
О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (о доступе к информации о состоянии окружающей среды)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона:

- определяется, что информация о состоянии окружающей среды является общедоступной информацией, к которой не может быть ограничен доступ граждан и юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральными законами;

- устанавливается, что информация о состоянии окружающей среды, обладателем которой являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, предоставляется указанными органами по запросам граждан и юридических лиц, общественных объединений в порядке, установленном Федеральным законом  "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по экологии и природополь-зованию.

 

В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:

 

Номер и наименование законопроекта

Субъект законодательной инициативы

 

Примечание

851072-7

Об обязательных требованиях в Российской Федерации

Проектом федерального закрепляются основные принципы установления обязательных требований, порядок разработки и вступления в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, порядок оценки применения обязательных требований, полномочия органов государственной власти по установлению обязательных требований, а также предусматриваются положения о возможности введения экспериментальных правовых режимов в сфере применения обязательных требований.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в  Комитет РСПП по регуля-торной политике

850621-7

О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации

Проектом федерального закона закрепляются принципы государственного контроля (надзора), муниципального контроля и порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Предусматривается системное внедрение риск-ориентированного подхода, в том числе при осуществлении внеплановых проверок. Положения законопроекта распространяются на сферы организации и осуществления большинства видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в  Комитет РСПП поразреши-тельной конт-рольно-надзорной деятельности

855592-7

О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Федеральный закон "О теплоснабжении" по вопросам обеспечения готовности работников к осуществлению профессиональной деятельности в сфере электроэнергетики и сфере теплоснабжения и исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда

Проектом федерального закона в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и Федеральный закон «О теплоснабжении» вносятся изменения в части установления обязательности проведения с соответствующими категориями работников иных фактически применяемых и подтвердивших свою эффективность форм работы с персоналом, помимо аттестации по вопросам безопасности.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комиссию РСПП по электро-энергетике

858441-7

О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в части запрета на ликвидацию юридического лица до завершения проведения камеральной таможенной проверки

Проектом федерального закона устанавливается запрет на ликвидацию юридического лица при проведении камеральной таможенной проверки до момента завершения камеральной таможенной проверки, составления акта камеральной таможенной проверки и принятия по результатам указанной проверки решения (последнего из решений) в сфере таможенного дела.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по торгово-та-моженной политике, интеграции и ВТО

859705-7

О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части расширения перечня случаев, предоставляющих резидентам право не зачислять на свои счета иностранную валюту и валюту Российской Федерации)

Проектом федерального закона предусматривается расширение перечня случаев, по которым резидентам предоставляется право не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусматривается оказание нерезидентам услуг, включенных в перечень услуг, утверждаемый Правительством РФ по согласованию с Банком России, за исключением услуг, по которым в федеральном законе предусмотрена такая возможность.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по торгово-та-моженной политике, интеграции и ВТО

865816-7

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (о хранении агрохимикатов в границах водоохранных зон на территориях портов)

Проектом федерального закона в статью 65 Водного кодекса РФ вносятся изменения, предусматривающее снятие запрета по хранению агрохимикатов на территориях портов. Допускается возможность хранения агрохимикатов в границах прибрежных защитных полос на складах, которые расположены на территории портов и введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до 1 января 2013г.

Правительство Российской Федерации

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комиссию РСПП по производству и рынку минеральных удобрений

869136-7

О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"

Проектом федерального закона обязанность по исполнению расширенной ответственности производителя в отношении произведенной на территории РФ упаковки возлагается на ее непосредственных производителей, вне зависимости  от того, производят они ее для упаковки товаров третьих лиц или упаковки собственного продукта, освободив от этой обязанности производителей товаров в упаковке. Исключается установление нормативов утилизации отходов от использования упаковки.

Депутат Государственной Думы А.И.Фокин

Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по экологии и природопользанию

 

 

 

 

Правоприменительная практика

 

 

Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ нормы, блокирующие предоставление вычета по НДС налогоплательщикам, которым предъявлена сумма НДС в цене продукции, произведенной организацией – банкротом в процессе ее текущей хозяйственной деятельности.

(подробнее)

 

 

 

Верховный Суд РФ опубликовал:

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 2019г. № 59 « О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» и от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»;

(подробнее)

 

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 декабря 2019г. № 53  «О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража».

(подробнее)

 

События

 

3 декабря 2019 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Заместителю Председателя Верховного Суда РФ О.М.Свириденко предложения РСПП к проекту постановления Пленума Верховного Суда РФ «О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража»

(подробнее)

 

4 декабря 2019 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Помощнику Президента РФ – начальнику Государственно-правового управления Президента РФ Л.И.Брычевой замечания и предложения РСПП к проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления административной ответственности за непредставление или нарушение сроков представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в государственный информационный ресурс».

(подробнее)

9 декабря  2019 года Президент РСПП А.Н.Шохин:

Помощнику Президента РФ – начальнику Государственно-правового управления Президента РФ Л.И.Брычевой замечания и предложения РСПП к проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за нарушение требований к измерениям объема моторного топлива, сжиженных углеводородных газов, массы компримированного (сжатого) природного газа при отпуске потребителям»;

(подробнее)

Первому заместителю Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке Г.Г.Онищенко замечания и предложения Комитета РСПП по агропромышленному комплексу к проекту федерального закона № 797249-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности пищевых продуктов» и статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования правового регулирования вопросов обеспечения качества пищевой продукции».

(подробнее)

11 декабря 2019 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Заместителю Министра экономического развития РФ С.В.Шипову заключения РСПП об оценке регулирующего воздействия на следующие проекты федеральных законов:

«О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании»;

(подробнее)

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)».

(подробнее)